Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

9 августа у берегов Камчатки погибли люди, вышедшие в море на катере. Увы, такие ЧП здесь не редкость. Но в этот раз происшествие вызвало особенно сильный резонанс в краевом центре. Одни верят в вину пограничников. Другие – винят самих рыбаков. А может, причина трагедии глубже, чем мы предполагаем?  

 

Восстанавливаем хронику событий 

Для начала постараемся соединить разрозненные данные, которые стали достоянием гласности официальным и неофициальным путем. Получается примерно такая картина. Рано утром 9 августа с одного из пирсов (район ЖБФ) в море вышел катер «Мицубиси». На его борту находились трое: Роман Клименко, Валерий и Дмитрий Дворцовы.

С этого пирса катер ушел в свой последний поход

 

Экипаж катера не поставил в известность о своем походе ни одну из государственных служб, которые регламентируют плавание в Авачинской губе и на подходах к ней. Хотя эта обязанность распространяется и на маломерные лодки, и на катера. 

Роман Клименко оставил лишь запись в журнале на вахте пирса. В ней он указал в качестве района плавания бухту Русская. 

(На записи с камер слежения от 9 августа видно, как люди собирались в море. Сначала от пирса отошел катер, а потом к нему от того же пирса подошла резиновая лодка, которую затем погрузили на борт. Фото, которое предоставила пресс-служба пограничного управления (оно сделано с пограничного катера 9 августа перед проверкой), подтверждает, что у рыбаков была резиновая лодка. Почему они не воспользовались ей, когда стали тонуть? Еще одна загадка).

 

Примерно в 6 утра в районе мыса Западный (около бухты Треуголка) катер был остановлен двумя катерами Пограничного управления ФСБ по Восточному арктическому району. С одного из них на «Мицубиси» перешел инспектор. Между ним и гражданскими лицами разгорелся конфликт. По словам пограничников, инспектор нашел сети, заподозрил браконьерство и пытался начать разбирательство. 

Дальше произошло намеренное столкновение катеров. По одной версии, когда инспектор вернулся на свой катер, тот стал таранить гражданский. По версии погранслужбы, рыбаки напали на инспектора и сами протаранили пограничников, уходя от преследования. В качестве доказательства нам предъявлены уголовное дело, которое возбуждено Следственным комитетом по факту применения насилия в отношении представителя власти, и вмятина у пограничного катера сбоку (ведь боком не таранят, а таранят в бок).

 

Лично я не вижу ни одной причины, по которой пограничники пошли бы на таран. Ведь если водитель катера таранит другой катер в море вдали от берега, он ведь и своей жизнью рискует тоже. Ради чего? Как признают сами пограничники, на рыбацком катере рыбы не было. Была только сетка. А это едва-едва тянет на крошечный штраф. Значит, пограничник решил стать камикадзе, положив на алтарь и свою голову, и головы своих товарищей, а также дорогостоящее казенное имущество в виде катера (за которое он несет материальную ответственность), только ради того, чтобы взыскать с рыбаков в лучшем случае пару тысяч рублей? 

Другой вопрос: почему рыбаки подались в бега, если кому-то из них грозил всего лишь небольшой штраф? Тем не менее, гражданский катер, получив повреждения, скрылся. Но не в сторону берега, что в его ситуации было бы самым безопасным и логичным, а в противоположном направлении. Однако пограничники то ли не стали его преследовать, то ли не смогли догнать. Не открою военной тайны, если скажу, что на Камчатке пограничные катера уступают по мощности и скорости иным рыбацким катеркам из пластика. 

В 7.30 Роман Клименко позвонил своему знакомому Фазелю Г. и сообщил, что находится примерно в 36 км от выхода в Авачинскую губу, глубина под судном около километра, на борт поступает вода. Клименко успел сообщить свои координаты. Фазель Г. отправился на своей лодке на помощь. 

Вот что он рассказал журналистам: «В течение всего времени, что я шел к ним, я с ними созванивался. Вроде держались на воде. Потом часов в 10 утра я крайний раз с ними связался, они были очень далеко. Он мне сказал: «Фазель, мы тонем, не успеваем вычерпывать воду. Водооткачивающее оборудование не справляется». После чего он ушел со связи. Я пришел в координаты, не нашел ни одного следа». 

Подчеркнем, все это произошло 9 августа. Но только 11 августа в МЧС обратился знакомый пропавших и сообщил, что они не вернулись домой. Началась поисковая операция. Спустя несколько дней были найдены тела 47-летнего Романа Клименко и 23-летнего Дмитрия Дворцова. Валерий Дворцов пока числится пропавшим без вести.

 

Вопросы 

Произошедшее – большая трагедия. Люди приняли жуткую смерть. Семьи скорбят, друзья негодуют. И множество вопросов повисло в воздухе. 

Часть этих вопросов – к пограничникам. Почему они не сообщили об инциденте гражданским береговым службам? Неважно, кто кого таранил. Важно, что катер, получив повреждения, стал уходить в сторону океана. Разве это не повод для беспокойства?

 

За три недели до этого происшествия, 19 июля, в Авачинской губе прошли учения спасателей с участием всех ведомств, способных оказать помощь терпящим бедствие. Принимал в них участие и катер пограничного управления. Отрабатывались совместные действия, обмен информацией. Неужели все было зря? 

Не меньше вопросов и к погибшим, а также к их товарищу. Почему они всеми силами старались избежать внимания любых государственных структур, включая даже спасательные? Вышли в море – никого из них не предупредили. Стали тонуть – предпочли сделать звонок другу, но не в МЧС. А друг тоже хорош. Получив сообщение, не стал просить помощи у спасслужб, а сам пошел на выручку. Пришел на место, никого не обнаружил и, опять же, не стал бить тревогу. 

Как утверждал Фазель Г., тонувший катер выходил на связь с 7.30 до 10 часов утра. За это время можно было организовать полноценную и профессиональную спасательную операцию (тем более, что координаты были известны). Но МЧС получило информацию об исчезновении в море людей спустя два дня, слишком поздно. 

 

Виноват «любительский лов»? 

Погибшие уже не расскажут свою версию событий, не объяснят нам логику своих поступков. И мы никогда доподлинно не узнаем всех обстоятельств этого ЧП. Одни будут верить в вину пограничников. Другие – обвинять рыбаков, считая их браконьерами. А на мой личный взгляд, изначально виновата социально-экономическая ситуация. 

Такие окраины Петропавловска, как районы ЖБФ или СРВ, считаются не самой благополучной частью города. Слабая инфраструктура, туманные перспективы. Зато есть близость к воде. Она подсказала местным, чем себя занять. Занятие оказалось доходным. За несколько лет в городе образовалось большое сообщество, живущее «любительским рыболовством» в Авачинской губе и за его пределами. Почему в кавычках? Потому что статус и законность этого промысла крайне спорны. Тем не менее, он развивается. По городу рассекают фургоны и грузовички со свежим уловом. В мессенджерах, социальных группах, на автобусных остановках – сотни частных объявлений о продаже краба, икры. 

Иногда пограничники пытаются проверять рыбацкие катера и лодочные гаражи, изымая орудия лова или морепродукцию. Но в целом власть закрыла на все глаза: ведь народ не требует работы и заботы, сам себе находит пропитание, ну и пусть. В итоге местное население учится жить без власти, игнорируя ее так же, как она игнорирует его проблемы. А когда власть вдруг решает напомнить о себе, получает то, чего сильно боится – протестные настроения. И эти протесты совсем не в духе московских митингов, на которых полиция без труда крутит очкариков и бородатых хипстеров. Тут дело пахнет настоящей махновщиной, когда сотрудник Береговой охраны ФСБ при попытке исполнить свою службу рискует вылететь за борт. 

Все это легко прекратить. Старожилы вспоминают, что в советские годы на выходе из Авачинской губы дежурили военный и пограничный корабли, пресекая любое несанкционированное плавание. Но последствия таких мер в наше время непредсказуемы. «Любительский» лов в местной акватории вырос до таких масштабов, что любые попытки обуздать его вызовут в нашем маленьком городе бурную социальную реакцию. 

А если эту деятельность нельзя остановить, не пора ли ее легализовать? Ведь ресурсы, судя по всему, это позволяют. Пусть люди официально и без риска идут в море, пусть законно везут улов в город, как в Норвегии или Японии. Пусть создают кооперативы, официальные рабочие места, платят налоги с этого бизнеса, насыщают местный рынок, продают улов в цивильных условиях. Ведь была же попытка в 2015-м продавать живых крабов в магазине «Океан». Кому это мешало? 

Но, скорее всего, власть не созрела решать этот вопрос кардинально. Для нее сейчас главное, чтобы страсти, вызванные гибелью рыбаков, поскорее улеглись. А дальше все останется как есть: горожане продолжат, таясь и шифруясь, выходить на промысел и ежегодно пополнять статистику несчастных случаев.   

 

Кирилл МАРЕНИН.

 

Комментарии   

+6 # Artict 23.08.2017 02:14
Думаю во всём виноваты "бабки"! Уверен погибшие не раз и не два выходили за пределы акватории, и договаривались с погранцами! В этом случае не договорились, но решили выйти. Погранцы догнали и потребовали пошлину, рыбаки отказались, дальше мы знаем!
Сообщить модератору
+14 # Кровосос 23.08.2017 04:07
Лично я не вижу ни одной причины, по которой пограничники пошли бы на таран. Ведь если водитель катера таранит другой катер в море вдали от берега, он ведь и своей жизнью рискует тоже. Ради чего? Как признают сами пограничники, на рыбацком катере рыбы не было. Была только сетка. А это едва-едва тянет на крошечный штраф. Значит, пограничник решил стать камикадзе, положив на алтарь и свою голову, и головы своих товарищей, а также дорогостоящее казенное имущество в виде катера (за которое он несет материальную ответственность ), только ради того, чтобы взыскать с рыбаков в лучшем случае пару тысяч рублей?


Несколько дней назад силовик выстрелил в грудь человека который пытался убежать бросив улов.

Автор стыдит пограничников сеточкой бедных рыбаков не упоминая что на катере нет никаких регистрационных номеров. Как он вообще мог выйти в море?

То что не могут перекрыть браконьерство в Петропавловске потому что "Иваныч" жалеет людей - очень мило. А почему "Иваныч" не жалеет жителей Корякии которые даже к реке не могут подойти которых отслеживают с помощью дронов рыбопромышленни ки и передают силовикам? Автор предлагает закрыть бухту военными кораблями. Зачем? Несколько дронов и никаких патрулей пограничников не надо. Ни какой коррупции таранов, мордобоя. Не надо будет тратить миллионы рублей на безуспешные поиски очередных утонувших
Сообщить модератору
+7 # Семён Семёныч 23.08.2017 08:48
Цитирую Кровосос:

Несколько дней назад силовик выстрелил в грудь человека который пытался убежать бросив улов.

А за несколько недель до этого браконьеры протаранили на Большой лодку с инспекторами, опрокинув людей в воду. Будем строить версии методом аналогий?
Сообщить модератору
+10 # Край 23.08.2017 05:59
А ведь Кирилл поднял хороший вопрос - рыбный край без рыбы и рыбного рынка. А цены? Действительно, власти пора решать этот вопрос.
Сообщить модератору
+5 # Савватеев 23.08.2017 06:05
Бракуши и виноваты.
Сообщить модератору
0 # Kambezput 23.08.2017 08:31
Слейв переводится как раб камбыдло радостно хавает бред про расстрел расхитителей хозяйского добра уже и не вдумываясь в абсолютную неадекватность происходящего окупационная администрация изначально не планирует кормить месный скот и поэтому любой хвост попавший к населению расценивается как украденый население на данной территории должно исходить из все лишь одного принципа эТо наша земля служишь путену Чемодан вокзал москва пограничник тебя ждут дома референдум о присутствии московских властей на камчатке камчитка дальневосточный крым
Сообщить модератору
+9 # Эдуард 1 23.08.2017 09:23
Соглашусь с 1 комментарием, во всём виноваты бабосы! Сейчас не те пограничники пошли, особенно, кто сидит на рыбе! Они и при Советах рыбаков доили не хило, так что не надо валить на бракуш, что дескать они сцуки во всем виноваты, вырезали реки и озера! Самый страшный бракуша, к сожалению, это человек в форме, будь то погранец, полицай или рыбводовец!
Сообщить модератору
+16 # Заклинатель 23.08.2017 12:53
Господа! 17 й год на дворе. 100 лет назад страна условно разделилась на красных и белых. Сейчас она делится на собственно народ этой страны и Единую Россию, т.е властьимущих. В последние несколько лет интересы этих сторон антагонистов сильно расходятся. У народа задача выжить вообще - обеспечить себе сколько нибудь приемлемый уровень жизни в текущей ситуации. У вторых задача обеспечивать себе сверхдоходы бесцеремонным ограблением населения с использованием законодательных и силовых рычагов власти. Жесткое гражданское между этими сторонами противостояние уже началось. Просто кровавые столкновения, пока еще немногочисленны и носят локальный характер. Однако массовые столкновения, в перспективе, неизбежны! Слишком разные интересы и пути достижения поставленных целей у этих двух групп населения.
Сообщить модератору
-2 # and 23.08.2017 13:54
# Заклинатель "Слишком разные интересы и пути достижения поставленных целей у этих двух групп населения". Да, разные интересы: одни воруют, другие их ловят. С какого перепугу воры бросились бежать, ты не думал? Почему воры нигде не оставили отметок и надлежащих записей о цели поездки? Потомушто шли во-ро-вать. Ты их защищаешь? А после все хором орёте: властьимущие икру жрут ложками а народу нету-ти. А пускай кому положено разберутся в этом деле и все фигуранты ответят за свои поступки по Закону. Да, закон не совершенен, но если и его не соблюдать, наступит полный бардак. Ты хочешь жить при бардаке, как в 90-тых? я - не хочу.
Сообщить модератору
+5 # Заклинатель 23.08.2017 16:27
Цитирую and:
#С какого перепугу воры бросились бежать, ты не думал? Почему воры нигде не оставили отметок и надлежащих записей о цели поездки? Потомушто шли во-ро-вать. Ты их защищаешь?.

Я не защищаю! Я разделяю следующую
точку зрения.

+2 # Эдуард 1 23.08.2017 09:23
Соглашусь с 1 комментарием, во всём виноваты бабосы! Сейчас не те пограничники пошли, особенно, кто сидит на рыбе! Они и при Советах рыбаков доили не хило, так что не надо валить на бракуш, что дескать они сцуки во всем виноваты, вырезали реки и озера! Самый страшный бракуша, к сожалению, это человек в форме, будь то погранец, полицай или рыбводовец!
Сообщить модератору
+3 # Заклинатель 23.08.2017 16:36
Не факт что они воры (браконьеры) и не факт что патруль занимался вымогательством и столкнулся с "непониманием и нежеланием подчиниться" хотя 90% так оно и было. А вообще есть у нас в отечестве одна древняя традиция: о покойных говорить либо хорошо, либо никак.
Сообщить модератору
+1 # Rusbezput 23.08.2017 15:08
Мало видать покаталась мразь золотопогонная на баржах Скоро повторим1917 2017
Сообщить модератору
+8 # Заклинатель 23.08.2017 16:23
and! Ты либо на Луне живешь, либо смотришь телевизор и наивно веришь тому, что он показывает. С чего ты взял, что в 90-х бардака было больше? В 90-х, если ты предприниматель или у тебя есть что отнять, к тебе могли придти бандиты. Если ты был с ними не согласен, ты мог пожаловаться в МВД и прокуратуру. Не факт что они бы тебе помогли, но формально они стояли на страже интересов народа. Сейчас, власть в стране, не только захвачена родоплеменным сообществом друзей, родственников, партнеров, родственников "друзей-партнер ов" действующего президента: ПРОИЗОШЛО СЛИЯНИЕ ВЛАСТИ И КРИМИНАЛА КОТОРОЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПОХОРОНИЛО НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕ. Теперь, когда к тебе придут "бандиты из 90-х", чтобы под сомнительным предлогом что то у тебя отнять, они будут в погонах, у них будут на руках необходимые документы (решения, ордера) и ссылаться они будут на действующие в стране нормативные акты, т.е закон!!! ДЕЙСТВУЮЩАЯ ВЛАСТЬ ЗАНИМАЕТСЯ ОГРАБЛЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ РУКОВОДСТВУЯСЬ ЗАКОНАМИ, КОТОРЫЕ ОНА ЖЕ И ПРИНИМАЕТ С ЦЕЛЬЮ УЗАКОНИТЬ ДЕЙСТВИЯ НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ И НЕЗАКОННЫЕ ПО-СУТИ СВОЕЙ! Правительство тратит 21 млрд. в год на СМИ, чтобы все кто смотрит ТВ были уверены, что в стране полный порядок, все под контролем и главные наши проблемы это Сирия, Украина, америкосы и их друзья в Западной Европе. О том что у нас 12 июня в 146 городах прошли протестные митинги по ТВ не рассказывают, чтобы не пугать и не раздражать больных "телевизорным благополучием и патриотизмом".
Сообщить модератору
+3 # мирон 23.08.2017 17:44
Цитирую and:
# Заклинатель "Слишком разные интересы и пути достижения поставленных целей у этих двух групп населения". Да, разные интересы: одни воруют, другие их ловят. С какого перепугу воры бросились бежать, ты не думал? Почему воры нигде не оставили отметок и надлежащих записей о цели поездки? Потомушто шли во-ро-вать. Ты их защищаешь? А после все хором орёте: властьимущие икру жрут ложками а народу нету-ти. А пускай кому положено разберутся в этом деле и все фигуранты ответят за свои поступки по Закону. Да, закон не совершенен, но если и его не соблюдать, наступит полный бардак. Ты хочешь жить при бардаке, как в 90-тых? я - не хочу.

может и немного не по теме но будь Путин полковником МВД а не ФСБ выбрали бы его? Как ни хулят КГБ,МГБ НКВД и прочие производные но у народа все таки уважение к этой структуре в отличие от мвд
Сообщить модератору
+2 # Заклинатель 24.08.2017 13:09
Цитирую мирон:
может и немного не по теме но будь Путин полковником МВД а не ФСБ выбрали бы его? Как ни хулят КГБ,МГБ НКВД и прочие производные но у народа все таки уважение к этой структуре в отличие от мвд

Уважение или страх? Выбрал народ КГБшника, вместо управленца или экономиста, вот теперь и живет в полицейском государстве, в полной экономической жопе и в состоянии конфронтации и изоляции с той частью мира на отношениях с которой и держалось экономическое благополучие страны.
Сообщить модератору
+3 # Заклинатель 25.08.2017 14:28
Цитирую мирон:
может и немного не по теме но будь Путин полковником МВД а не ФСБ выбрали бы его? Как ни хулят КГБ,МГБ НКВД и прочие производные но у народа все таки уважение к этой структуре в отличие от мвд

Вот именно потому что у власти силовики а не экономисты и управленцы, мы и оказались в полной экономической заднице, в полицейском государстве и "на ножах" с основной частью уивилизованного мира. И это в эпоху глобальной экономики! Т.е когда нельзя выключить страну из международной системы так, чтобы не обвалить внутренний и внешний рынок глсударства.
Сообщить модератору
0 # Доброжелатель 24.08.2017 04:23
Кто не читал статью Скалацкого "Гибель катера с ЖБФ" на эту же тему, вот ссылка
kamvesti.com/gibel-katera-s-zhbf/
Там есть дополнительные факты к размышлению...
Сообщить модератору
+1 # алеут 24.08.2017 10:51
Потешные фрики. Вот их надо Каменюку в предвыборную компанию.
Сообщить модератору
+1 # Заклинатель 26.08.2017 16:47
Цитирую мирон:
может и немного не по теме но будь Путин полковником МВД а не ФСБ выбрали бы его? Как ни хулят КГБ,МГБ НКВД и прочие производные но у народа все таки уважение к этой структуре в отличие от мвд

Никто такие структуры не уважает! Их скорее боятся. Вот от того что у нас страной управляют не экономисты и управленцы а силовики, живем мы, теперь, в откровенно полицейском государстве, в полной заднице с экономической т.з в конфронтации со значительной частью международного сообщества. И это в эпоху глобальной экономики, т.е в то самое время, когда политика подобная той, которую ведем мы, неизбежно ведет к существенному сокращению к внешнеэкономиче ских связей и обвалу внутренней экономики страны
Сообщить модератору
+1 # мирон 27.08.2017 06:16
Цитирую Заклинатель:
Никто такие структуры не уважает! Их скорее боятся. Вот от того что у нас страной управляют не экономисты и управленцы а силовики, живем мы, теперь, в откровенно полицейском государстве, в полной заднице с экономической т.з в конфронтации со значительной частью международного сообщества. И это в эпоху глобальной экономики, т.е в то самое время, когда политика подобная той, которую ведем мы, неизбежно ведет к существенному сокращению к внешнеэкономических связей и обвалу внутренней экономики страны

а вот когда в стране была советская власть то воровства как ныне не было, и даже слыхом не слышали как браконьерить, и по нерестовым речкам на моторках кататься....
Сообщить модератору
+2 # Заклинатель 27.08.2017 12:54
Цитирую мирон:
а вот когда в стране была советская власть то воровства как ныне не было, и даже слыхом не слышали как браконьерить, и по нерестовым речкам на моторках кататься....

Так это потому что в стране идеология строилась вокруг интересов народа. А сейчас идеологии нет. И все эти структуры: суды, МВД, ФСБ, прокуратура и мин. обороны обслуживают интересы кучки проходимцев и их родственников оказавшихся у власти.
Сообщить модератору
0 # гугл-идзе сан 28.08.2017 06:42
В начале демократизации всего и вся, во время путины, для охраны камчатских и сахалинских биоресурсов собирался весь ОМОН страны, так сказать оказывали помощь местному ОМОНу по сохранению рыбных богатств! Военно-транспор тные самолеты в это время под усиленной охранной улетали с полуострова в разные стороны нагружённые рыбными запасами страны, выловленные под чутким контролем силовиков! Нынче приглашать со стороны не стали, как бы сами, между собой договорились, и когда местное население во время путины, что то решило отчекрыжить и себе на пропитание, его мягко, так увозят на сторону и проводят собеседование, особенно рьяных штрафуют, а то и сажают, вот сейчас стали топить! Развитие капитализма ещё продолжается в России, так что скоро не то будет, а куда пострашнее, чем в Ростове-на-Дону , Волгограде и т.д.!
Сообщить модератору
+1 # Простой работяга 28.08.2017 18:06
Так государство откатилось в средние века! В стране феодализм до-ренессансног о типа!! Какая на хрен демократия! Есть монарх, его приближенные и прочее смертное быдло!!! Только согласно "правилам игры", это самое быдло само и выбирает своих угнетателей!
Сообщить модератору

Вы не можете комментировать