Положение коренных малочисленных народов Севера – одна из наиболее острых тем на Дальнем Востоке. Одни считают, что аборигены получили от государства слишком много прав. Другие уверены, что коренное население оказалось бесправно, живет в нищете, вымирает. Здесь есть о чем спорить. Но найти общий язык людям, живущим в одной стране, не так уж сложно. В этом я убедился, общаясь с моими собеседниками - членом президиума и совета Ассоциации КМНС Камчатского края Василием Дещенко, председателем родовой общины ительменов «Тэкэм» Константином Гордеевым и юристом Александром Кужимом, который защищает интересы ряда общин в суде.
- В последние годы список водных биоресурсов, на которые подают заявки представители КМНС, растет. Теперь в нем минтай, палтус, треска. Хотя в исторических документах вряд ли есть упоминания о промысле этих рыб аборигенами Камчатки. Насколько оправданно выделять этот ресурс под традиционное рыболовство?
Считаете ли вы допустимым, что представители КМНС продают уловы, добытые в рамках традиционной хозяйственной деятельности? Считать ли это традиционным промыслом или чистой коммерцией?
На фото вверху: камчатский ительмен В. Дешенко в нетрадиционном головном уборе на съезде КМНС в Салехарде
На фото: ительмен Василий Дещенко на съезде КМНС Камчатки клеймит власть и требует рыбу
Василий Дещенко: Русские крестьянские хозяйства традиционно занимались выращиванием ржи и репы. Насколько оправданно то, что теперь они выращивают еще и картофель с помидорами?
Считаете ли вы допустимым, что представители народа-земледельца продают урожай, выращенный на псковской и рязанской земле в рамках своей традиционной хозяйственной деятельности? Считать ли это традиционным земледелием или чистой коммерцией?
- Но ведь мы говорим о традиционном образе жизни КМНС. По законодательству о правах коренных малочисленных народов, ресурсы выделяются на поддержание именно того образа жизни, который они вели на протяжении тысячелетий. Если абориген отказывается от исторического опыта предков в области природопользования, чтобы вести фактически промышленный лов, то чем отличается его традиционная хозяйственная деятельность от хозяйственной деятельности представителей других народов, населяющих Камчатку? В чем его самобытность и уникальность (а ведь законодательство о правах КМНС направлено именно на сохранение этой самобытности коренных народов)?
В. Дещенко: Если мы живем в современных квартирах, а не в землянках, это не значит, что мы отказались от своей самобытности. Законодательство не лишает нас права на развитие. Поэтому, когда коренным жителям разрешают вести лов рыбы только теми орудиями, которые считаются традиционными, в этом есть признаки дискриминации. Это запрет на пользование достижениями научно-технического прогресса.
Существует мудрость: «Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку». А нам даже удочку дать не могут, потому что она не входит в перечень разрешенных орудий лова для традиционного рыболовства.
Русские крестьяне давно не живут в избах с земляным полом. Пользуются современными орудиями производства вместо сохи. Но никто не обвиняет их в том, что они перестали быть русскими, что отказались от исторического опыта, самобытной культуры, традиций.
На фото: алеуты с Командор занимаются традиционным образом жизни и убивают котиков
- Всегда считалось, что главный принцип традиционной хозяйственной деятельности коренных народов – взять у природы ровно столько, сколько необходимо для жизни. Как вы считаете, сколько килограмм или тонн водных биоресурсов требуется камчатским аборигенам для личного потребления? Должна ли существовать такая норма?
В. Дещенко: Согласно международному пакту о гражданских и политических правах, все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Ни федеральные, ни международные законы никаких норм потребления не предусматривают. Если в нашей стране представитель государствообразующего народа потребляет хлеба столько, сколько считает нужным, то почему представитель коренного малочисленного народа должен потреблять рыбу по нормам?
- Но рыбные запасы не безграничны.
В. Дещенко: А черноземы безграничны? Если да, то почему вы не пускаете на земельные аукционы европейцев, владельцев макаронных фабрик, заводов по выпуску чипсов и спагетти? Почему в России земли зарастают бурьяном, а в это время миллионы любителей пива в Европе страдают от отсутствия достаточного количества качественного ячменного солода?
Если мы будем и дальше задавать друг другу подобные вопросы, то каждый из нас останется при своем мнении.
- Представим, что все противоречия отставлены в сторону и вы сели за стол переговоров с вашими оппонентами. Как вы поведете этот диалог?
В. Дещенко: Вы упомянули нормы потребления. Недопустимо, чтобы такие нормы нам кто-то диктовал из расовых, медицинских и прочих соображений. О том, сколько коренные жители могут выловить рыбы на своей исконной земле, надо решать именно за столом переговоров с учетом интересов обеих сторон. В итоге мы придем к цифре, которая устроит всех и не нарушит принципов рационального использования ресурсов.
- При этом вы будете исходить из своих сегодняшних возможностей по вылову или из перспективы аренды судов?
В. Дещенко: Я буду исходить из закона. Законом предусмотрена аренда судов. Если судно российское, его можно использовать на всех видах рыболовства, включая рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни.
- В то же время закон гарантирует всем равенство прав и свобод, независимо от национальности. А получается, что коренные малочисленные народы имеют больше прав, чем другие жители. Я тоже родился на Камчатке, но у меня таких возможностей нет.
Константин Гордеев: А кто вам не дал таких возможностей? Разве коренные? Если вы приедете ко мне на стойбище, я вам скажу: «Становись рядом, рыбачь вместе со мной». Правда, по дороге в Петропавловск у вас рыбу отнимут и скажут, что вы браконьер. Но здесь опять не коренные виноваты.
У меня в общине – не только ительмены, а представители разных народов. Как и у Василия Васильевича. Мы умеем находить общий язык со всеми. У нас дружба народов. Все конфликты нам навязаны извне.
- Кроме рыбы на Камчатке для коренных жителей есть много других ресурсов: грибы, ягоды. Почему они не вызывают такого ажиотажа?
В. Дещенко: Если завтра грибы станут «валютоемким продуктом», то сразу же появится Грибинспекция, тут же установят нормы потребления грибов для КМНС. Скажут, что коренные жители традиционно собирали только мухоморы. Все эти ограничения появляются искусственно с одной целью – оставить весь ценный ресурс в руках нескольких десятков крупных промышленников, которые будут зарабатывать на этом миллионы.
На фото: глава ительменской родовой общины "Касатка-Вэст" Виктор Румянцев. Занимался "традиционным" промыслом на реке Сопочная. Брал только икру и прятал в надежный схрон, обнаруженный полицией. Так поступают 90 % родовых общин. Ни юкола, ни балыки им не нужны. Только икра!
- С точки зрения Камчатского края (то есть всех народов, проживающих здесь), более выгодно отдать ресурс как раз промышленникам. Ведь они создают рабочие места, платят налоги. А родовые общины работают только на себя.
На фото: выделен абориген К. Гордеев
К. Гордеев: Не соглашусь. Промышленники 80 процентов улова гонят за кордон. Разве это выгодно Камчатскому краю?
Мое стойбище находится в 7 километрах от устья реки Большой. Свой улов мы оставляем на родном берегу, сдаем его на перерабатывающие предприятия, которые расположены в Усть-Большерецком районе. Тем самым, обеспечиваем эти предприятия работой, выручкой. Продукты и все необходимое закупаем в Октябрьском. Значит, местные магазины, где работают местные жители, тоже – в выигрыше. Не говорю уже о том, что мы кормим членов своей общины, их семьи. Насколько бы больше от нас стало пользы краю, если бы мы по уловам сравнялись с крупными компаниями.
В. Дещенко: Здесь на одной чаше весов благополучие отдельных компаний, на другой – судьба целого народа. Статус малочисленного народ получает, когда его численность менее 50 тысяч человек. Ительменов осталось менее пяти тысяч. Это грань вымирания. Выжить мы сможем, если максимальное количество представителей нашего народа будут иметь доступ к рыболовству круглый год, а не 2 – 3 дня, в течение которых можно выловить «норму потребления».
- Вы подавали заявку на донно-пищевые виды рыб?
Константин Гордеев: Как сказал Василий Васильевич, представители коренных малочисленных народов Севера ограничены в использовании орудий лова. Выловить несколько тонн орудиями, которые нам разрешены по закону, невозможно. Поэтому я подал заявку пока на небольшие объемы: 200 кг камбалы и 300 кг наваги в Камчатско-Курильской подзоне. Заявка удовлетворена только после многочисленных судебных заседаний, которые длились около 2 лет. В то же время промышленные предприятия квоты камбалы полностью не осваивают. И вы хотите сказать, что я отнял у них ресурс?
- Тем не менее, общая заявка на белорыбицу от всех представителей КМНС в этом году достаточно серьезна – порядка 20 тысяч тонн. В силу упомянутых ограничений по орудиям лова заявители оказались не в состоянии освоить такой объем. И сейчас те, кто получил данные квоты, предлагают их купить рыбопромышленным предприятиям. Можно говорить, что среди коренных появились рантье. Но ведь такая деятельность точно не имеет никакого отношения к традиционной хозяйственной деятельности.
На фото: вот еще одна "пухнущая" с голоду аборигенка, глава ительменской родовой общины "Кояна" Ольга Галеньчик выступает на съезде КМНС Камчатки и требует дать право на рыбу: ловить где хочу, как хочу и сколько хочу. Весной 2013 г. ее муженек из русских мурок ходил занимал деньги на рыбалку. На вопрос: "Чем будешь отдавать?", - отвечал, что летом напорет в Налычево тонны полторы икорки, продаст и долг отдаст.
Александр Кужим: А зачем людям дали квоту, если нет возможности ее освоить? Их просто вынудили предложить свои ресурсы другим пользователям. Но даже если это считать рентой, не вижу ничего страшного. 15 – 20 лет назад большинство нынешних рыбопромышленников начинали с того же. Они получили право выйти на промысел, но не имели ни флота, ни орудий лова, поэтому обращались за помощью к другим предприятиям, заключали с ними договоры, арендовали суда. Сейчас у них стабильный бизнес. Их дети тоже стали рыбопромышленниками.
Почему представители КМНС не могут пройти такой же путь? Дайте им возможность на стартовой позиции заработать первые деньги. Со временем они купят суда, построят заводы, арендуют причалы и перестанут быть рантье, а будут равноправными участниками экономического процесса. Пусть среди них, среди их детей появятся свои рыбопромышленники.
Любой народ развивается. В Канаде родовые общины имеют свои национальные предприятия, авиакомпании, банки. Это не мешает им сохранять свои традиции. А почему мы наших коренных жителей загоняем исключительно в кустарное рыболовство?
Объявление из газеты "Срочно" от 10.06.2013 г. рубрика "Биржа труда". Требуются коряки с лимитами МНС. Это верх цинизма, якро показывающий зачем корякам нужны лимиты на личное потребление. Больше всего лимиты нужны асфальтовым аборигенам, лжеаборигенам, ставших рантье. Ничего общего у них с соплеменниками давно ничего нет, кроме небольшого процента аборигенской крови из-за которой они качают права.
В. Дещенко: Смысл предоставления ресурсов коренным малочисленным народам – помочь им выжить. В принципе, нет разницы, как этот ресурс используется. Главное, чтобы выручка пошла на поддержку этих народов. В этом смысле мы полностью под контролем государства. Мы не сможем пустить деньги на какие-то иные цели. Поэтому рента не противоречит закону.
Другой вопрос, что народы, которые исконно жили рыболовством, должны и дальше заниматься этим видом деятельности, а не перекладывать его на других и пользоваться готовым результатом. Иначе не будет развития – ни экономического, ни культурного.
7 миллиардов людей на планете Земля имеют право учиться, но обязаны учиться только школьники. 7 миллиардов людей на планете Земля имеют право рыбачить, но обязан рыбачить народ Ительмены. Для нас этот вид деятельности – наша история, культура, философия жизни. Мы обязаны все это сохранить как часть мирового культурного наследия. Другой народ за нас эту обязанность не выполнит.
Кирилл МАРЕНИН
P. S. К слову, в федеральной целевой программе развития коренных малочисленных народов Севера предусмотрены деньги на покупку судов и перерабатывающих заводов для традиционной хозяйственной деятельности. Государство не видит проблем в том, что представители КМНС начнут рыболовство в промышленных масштабах, построят свой бизнес.
***********************************************************************************************
Из архивов (2009 г.)
1. В последние годы наблюдается резкое увеличение количества рыбопромысловых участков для рыболовства коренными народами Севера. При этом происходит уменьшение участков для промышленного рыболовства. Участки для КМНС создаются на базе участков для промышленного, а также любительского и спортивного рыболовства, либо формируются в пределах свободной акватории водоемов. Случаев перевода участков КМНС в промышленную категорию не было.
Динамика количества рыбопромысловых участков на Камчатке (в соответствии с заключенными
договорами* и Перечнями участков**).
Назначение участка |
До 1995* |
1995 – 2003** |
2004** |
2007** |
2008-2009** |
Промышленное рыболовство |
Более 800 |
Более 600 |
Около 600 |
742 |
584 |
Спортивно-любительское |
0 |
40 |
131 |
165 |
161 |
Рыбоводство |
0 |
13 |
24 |
14 |
6 |
Для научного лова |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
Для КМНС |
0 |
2 |
24 |
138 |
239 |
р2. В отдельных районах Камчатского края уже проявилась диспропорция в количестве рыбопромысловых участков, предназначенных для различных видов рыболовства. В Алеутском районе из существовавших ранее 10-12 участков для промышленного рыболовства большая часть передана КМНС, у единственного градообразующего предприятия осталось в пользовании всего два участка. В районе увеличилась безработица, так как родовые общины КМНС, которым были перераспределены участки промышленного рыболовства, очень немногочисленны. В черте города Петропавловска-Камчатского все пригодные для промысла места определены как участки для КМНС, гражданам города нет возможности осуществлять любительское и спортивное рыболовство в тех местах, где этот вид отдыха был традиционен. Для жителей города остался единственный труднодоступный участок на полуострове Завойко, в то время как для КМНС в черте города Петропавловск-Камчатский сформировано 32 участка.
3. Объемы водных биологических ресурсов, выделяемые для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС, проживающих в Камчатском крае за последнее десятилетие увеличились на порядок. Процедура принятия решения о предоставлении в пользование ВБР для КМНС, действующая в настоящее время не содержит ограничительных мер по установлению объемов ресурсов. В отдельных водных объектах Камчатского края, расположенных вблизи крупных населенных пунктов (Авачинская губа, река Большая) в отношении некоторых видов ВБР (кета, чавыча) уже приняты меры по существенному ограничению промышленного, спортивного и любительского рыболовства. При продолжении подобной политики уже в ближайшее время ожидаются проблемы с обеспечением деятельности лососевых рыборазводных заводов.
4. За последний год резко возросло количество общин КМНС с «двойным», участием одних и тех же физических лиц в различных общинах. Также одни и те же физические лица создают и регистрируют по нескольку родовых общин и участвуют в конкурсах на право заключения договоров на на рыбопромысловые участки. В ситуации, когда объемы добычи (вылова) водных биологических ресурсов выделяются не для конкретных физических лиц, а для лиц юридических (родовые общины) возникают многочисленные злоупотребления несовершенством действующей системы распределения ресурсов.
Комментарии
Уважаемый абориген, сравнивая хлеб и рыбу, забывает, что русский крестьянин выращивает хлеб своим тяжелым трудом, а рыба приплывает на халяву. Не надо путать палец сами знаете с чем
Позвольте вам напомнить, что рыболовство - это тяжелый физический труд. Нам, простите, рыба сама в рот не заплывает!!! Для того чтобы поймать рыбу необходимо приложить немало усилий и финансов.Тот же бензин и сетеснастные стоят денег и немалых! И глупо и безнравственно сравнивать традиции того или другого народа. А так же позвольте вам напомнить, что это не аборигены устанавливают правила рыболовства, норму на потребление аборигенам рыбы, как жить и развиваться малочисленным народам. И если можно, то я сошлюсь на не столь отдаленные советские времена. В то время, когда рыболовством на ДВ занимались по большей частью НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОЛХОЗЫ, ни кому не казалась такая ситуация абсурдной. Все воспринималось вполне адекватно и считалось в порядке вещей. Никто не оспаривал права КМНС на традиционные виды хозяйствования. И никто не сомневался в неистощимости рыбных запасов!!! В нынешнее время, когда ВБР стали валютоемкими ресурсами рыбопромышленни ки стали орать на весь мир о том, что КМНС СЛИШКОМ МНОГО просят ВБР для себя, для того, чтобы обеспечить себя традиционными промыслами, работой, и элементарно, средствами существования.Т ут же срочно придумали, причем грубо и безграмотно, как должны жить КМНС, сколько они должны есть рыбы и сколько ее могут вылавливать. КМНС у вас - это самые главные браконьеры, о чем вы непременно об этом говорите, в так же вы нам указываете, что мы должны жить традиционно в каменном веке, что КМНС - это низшая раса, малограмотная,п ораженная алкоголизмом, не желающая работать. Но позвольте вам напомнить, что это вы нас поставили в такие условия,это вы нас лишаете возможности вести традиционную хозяйственную деятельность, это вы нас поставили на грань вымирания.
Больше всего меня возмущают комментарии под фото - это самая настоящая дискриминация и расизм.И это все настолько цинично и еще раз повторюсь, безграмотно и оскорбительно, что нет слов, чтобы передать ту степень возмущения, которая меня переполняет.
Я помню других русских, это великие русские писатели, ученые, исследователи, которые были высоко эрудированными гуманитариями, человечными,жад но изучающими жизнь других народов. А сейчас, за жадной погоней сиюминутного обогащения вы, господа рыбопромышленни ки, готовы растоптать малые народы, свести их на нет. Как говорится, нет КМНС и нет проблемы. И сами же своими руками, своими варварскими методами вылова ВБР наносите непоправимый урон запасам ВБР. Чего стоит только принятие закона о рубоучетных заграждениях (РУЗах), которые всегда расценивались как варварский и запрещенный метод вылова рыбы и считался исключительной мерой для того, чтобы предотвратить замор рыбы в нерестилищах. А сейчас, когда РУЗы узаконили, у нас на Сахалине, каждый год на нерестовых речках возникает угроза замора. Понятное дело, что такие "прогнозы" научников имеет заказной характер. В итоге мы имеем то, что на юге Сахалина рыбы практически не стало. Такая же картина наблюдается на Южных Курилах. Благодаря таким "прогнозам" научников Сахалин скоро останется вообще без рыбы. Что такое РУЗы? Это когда нерестовые речки перкрывают сеткой рабицей, подгоняют КАМАЗы с насосами и закачивают рыбу в машины. Или если хотите, может быть еще жестче: также перекрывают речку сеткой рабицей, проводят трубу небольшого диаметра для прохода рыбы, вылавливают одних самок, порят ее и изымают икру, а поротую рыбу тоннами выбрасывают. Вонь в таких местах стоит такая, что не передать словами. И все это делают не КМНС, а рыбопромышленни ки, тот же "Гидрострой" принадлежащий сенатору Верховскому. К таким участкам вылова не может пройти даже ОМОН, который призван предотвращать браконьерство на речках, потому что эти самые участки охраняют ЧОПовцы с автоматами и никого не пропускают. ОМОНовцам объясняют, какие высокопоставлен ные люди промышляют на речках и те уходят не солоно хлебавши ловить КМНС, которые ловят рыбу, чтобы накормить и одеть и обуть свои семьи.
Кстати сказать, все комментарии к фото попахивают фашизмом, что то подобное было в высказываниях фашистов по отношению к низшим расам, к которым относили и словян, в том числе и русских. Неужели уроки истории ничему не научили и у нас в России идеи фашизма подхватили?
А аборигены ловят "халявную " рыбу по праву. Не путай свой палец с ж.... .
Т.е. ты мне предлагаешь пойти на сборище умственно-отста лых, деградирующих от постоянного бухалова неадекватов и рассказывать им что такое хорошо, а что такое плохо? Что они должны жить по законам правового государства в котором (условно) все равны? Зачем мне это7! Для этого есть власть и силовики, если не поймут с первого раза. Речь идёт не о зависти, а о неравноправии, мои родители родились и выросли на Камчатке, я тоже, так почему мне не дают такие же права, как этим КМНС? Почему на мои деньги им предоставляют льготы, переселения и прочую халяву? Они не аборигены, аборигенами были их прапрапрапрапра прапродители, 21 век на дворе, очнитесь!
Цитата: А это уже вопрос к государству. Может быть и старожилам Камчатки следует бороться за свои права, а не добиваться того, чтобы КМНСам жилось "так же хреново как и нам". Если КМНСы не отстоят свои права, через десять лет вы будете задаваться другим вопросом - "почему узбекам на мои деньги предоставляют льготы, переселения и прочую халяву"? Краевая политика называется...
Вам дай лимиты большие, через пару лет вы также начнёте биться за недра и доказывать что нефть и золото были традиционным образом жизни :)))
Вы что хотите сказать что традиционно столетия икру КМНС тоннами трескали? Вообще то икру собакам всегда отдавали и никто из КМНС раньше её не заготавливал. Красную икру, икру чёрную, икру заморскую(бакла жаную) традиционно под водочку всегда русские трескали !!!!!!!! Вы в то время даже не знали что такое ружьё и водочка. Вы в каменном веке жили, у вас даже соли не было!
Вот и заготавливайте себе рыбу традиционно,стр ойте юкольники, а икру согласно традициям отдавайте собакам и русским.
НЕЧЕГО ИСТОРИЮ пЕРЕВОРАЧИВАТЬ :))))
Цитата: Небыли они традиционным образом жизни. Они были кубышкой, которую придерживали "на чёрный день". Но пришлые и в потайную кубышку своей воровской лапой залезли.
Цитата: Спасибо вам благодетили (особенно за водочку). Загляните в историю. Какова была численность населения Камчатки в то время, когда здесь жили каменным веком и без соли.
Цитата: Ну ладно, Вы местных не любите... Но вы и к русским оскорбительно относитесь. Вы действительно грузин?
Не стоит спекулировать на тему что кто то отбирает их рыбу :)))
пусть мнсы свою рыбу законно получают и законно добывают.
к русским и россии я отношусь с любовью.
И мне очень жаль что рыбоохраны всего 300 человек инспекторов а не 3000!!! Чтобы все реки и в основном среднее и верхнее течение рек охранялось и нерестилища.
потому как дай волю сейчас этим кмнс так называемым, так они все реки вырежут , в том числе и в верховьях горох будут солить!!!!
Вы видимо мистер Безуглов далеки от реалий, в том числе рыбных.
Меня больше беспокоит дрифтер и беспредел там, и охрана среднего течения рек и нерестилищ (вернее отсутствие этой охраны)
Я не думаю, что 3000 инспекторов что то изменят. Сто лет назад их небыло ни одного. Но не скудели рыбные запасы Камчатки. Может быть не там бракушу ищем? Может быть не того браконьером считаем? Может быть поискать его в правительстве края и в совете федерации? Вы видели как бракуши ловят чавычу, а инспекторы их охраняют? Я видел, в районе Апачи.
Я вместе с полицией сидел в засаде и снимал на видео операцию по задержанию бракуш, жителей деревни стоящей на берегу реки. Их "накрыли", изъяли 12 хвостов. А в это же время, совершенно открыто, в устье этой же реки, другие люди выгребали сотни тонн сверхлимитного лосося. 3000 инспекторов зачем? В каждом посёлке есть скупщик. Именно ему несут местные всё что добыто в реке. Скупщика знают все. Накрой скупщика и браконьерству кирдык. Но кто же его тронет. У него всё куплено (и все куплены). И все наезды на местных, как на браконьеров, это лоббирование интересов нечистых на руку рыбопромышленни ков и чиновников.
Но браконьеры останутся тем не менее, и будут бригадами резать рыбу выше на речках.
Увеличение штата инспекторов,пос тоянные облёты рек, вездеходная техника, решат оставшуюся проблему.
А для КМНС нужно выделить период промысла непродолжительн ый, который бы соответствовал массовому ходу лосося на основании решения комиссии по анадромным , например 2 месяца и не более, а не растягивали добычу с мая по декабрь всем известно зачем! . Чтобы выбрали свои квоты, закрывали листы учёта и разрешения и зимовали спокойно со своей юколой.
А в обыденной жизни эта дама и не скрывает, что в ее деревне браконьерят все и не считают это каким-либо зазорным или постыдным... Она и последнюю рыбу в речке выловит и продаст без зазрения совести...
А вот, что думают обо всем этом абсурде настоящие коряки из Паланы.
http://www.fishnews.ru/news/22197
Борисыч с нуля такие конторы поднмал что обывателю и не снилось!
А вопрос КМНС, очень скользкий и законодатели это понимают!!!!
НЕ БЫВАЕТ ПЛОХОЙ НАЦИИ. БЫВАЮТ УРОДЫ КОТОРЫЕ ПОРТЯТ МЕЖДУ НАМИ ОТНОШЕНИЯ. ИЛИ НЕ ПРАВ?
КОГДА Я РАБОТАЛ В ОЛЕНПРОМЕ "ПОЧЕТНЫЙ ОЛЕНЕВОД КАМЧАТКИ" КЛЕЙМЕНОВ НА МОЮ ЗАЯВКУ НА СНАБЖЕНИЕ В КОТОРОЙ Я УКАЗАЛ ТУАЛЕТНУЮ БУМАГУ ОТВЕТИЛ: ДЛЯ ВАС ЭТО ТРАДИЦИОННЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОТ И ВЫТИРАЙТЕ ЖОПУ МХОМ" - КТО ОН ПОСЛЕ ЭТОГО? СЕЙЧАС ОН ГОВОРИТ О ТОМ ЧТО НАДО ПРИВЛЕКАТЬ ДЛЯ ВЫПАСА ОЛЕНЕЙ УЗБЕКОВ И ПР. ГАСТАРБАЙТЕРОВ. ОПЯТЬ ВЫТЕКАЕТ ВОПРОС КТО ОН ДЛЯ КОРЯКА? СЧИТАЮ ЧТО ЭТОТ "ПОЧЕТНЫЙ ОЛЕНЕВОД" ДЕЛАЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ ЧТОБЫ ИСТРЕБИТЬ КОРЯКОВ КАК НАЦИЮ А ПРАВИТЕЛЬЧСТВО КРАЯ В ЭТОМ ЕМУ ПОТВОРСТВУЕТ
третьему дебилу я привел только один пример - отношение властьимущих к людям а органами мы пуганые чтож теперь в норе сидеть и не вякать
но сегодня то эта база находится в частных руках под чутким присмотром аж САМОГО... ВВП а воще вопрос стоит о малых народностях
Кем и чем они не защищенные? Или для них написали отдельную дискриминационн ую конституцию, отдельные, не как для всех, законы. Нет. Все как у всех. Более того написали под них кучу подзаконных актов, дабы чем- то еще ублажать. Вон спец программы какие-то по развивитию рыболовства и закупку судов. Причем,наверняк а, и на мои налоги тоже. Так что этот вечный стон о том, что старший брат в чем- то ущемляет младшего уже поднадоел. Живи, работай, стремись жить лучше, и не будет этих бесконечных жалоб: вон у вас, Русаков, все как хорошо, а у меня все как плохо.
оставте свой цинизм вы прекрасно знаете о какой части населения идет речь а злитесь вы из-за того что дещенко гордеев и кужим пошли "против течения" конечно проще загнобить того кто не может дать должного отпора для вас эталон кожемяко илюхин невзоров а не у них ли ваши налоги?
Одна моя знакомая дама, руководитель общины, для которой что снюрревод, что синхрофазотрон - одно и то же... даже и не думала затеваться с рыбалкой - элементарно договорилась на продажу своих лимитов одному судовладельцу за 10 рублей килограмм. Таким макаром со своих 700 тонн она хотела получить 7 миллионов рублей... Слава Богу, что ее обломили с квотой, а то у нее слюна свисала до пояса в жажде захапать на халяву эдакую уйму денег... И ничего ни развивать, ни созидать она не собирается - желание только побольше хапнуть и слинять с Камчатки - вот и все ее стремление к традиционному образу жизни...
Теперь, почуяв деньги, эти асфальтовые коряки наизнанку вывернуться, чтобы до них дорваться, и это никакого отношения не имеет ни к традициям, ни к коренным народам...
согласен но из-за асфальтовых коряков страдает большая часть переферийных коряк -ТУПИК?
аборигену- господа делали свой бизнес без привязки к нацпринадлежнос ти но при этом в тымлате ребята из ... задолбали местное население что без разрешения ловили рыпку да и сейчас многих местнушек держат в страхе шаг влево вправо получи по башке - а госпожа броневич? они отжали все что можно и не можно
RSS лента комментариев этой записи