Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тема Севера никогда меня не отпустит, потому что это моя малая Родина. Несмотря на то, что я итак живу на Севере в масштабе нашей страны – на Камчатке, тем не менее, родилась я на самом что ни на есть Севере – в поселке Пахачи Олюторского района Корякского округа. Основная часть статей о Севере не то чтобы не правдива, но я бы сказала, значительно приукрашена.

Север – территория особая. Предлагаю взглянуть на нее изнутри, не упуская ни одного оттенка. 

 

с. Пахачи из вертолета

 

Первые чувства, которые меня охватывают, когда я ступаю на северную землю, это боль, жгучая боль от того, что с Севером стало или, вернее, от того, что с ним сделали. Повсеместная разруха. Иной раз, проходя мимо давно не жилых домов, невольно представляются нелепые чудовища, которые, кажется, могли бы поселиться в таких местах… Сквозняк, продувающий некогда жилые квартиры, дома и дворы, кажется живым, потому что помнит своих обитателей. 

В отпуск к родителям после долгого перерыва, с тех пор как уехала учиться в город, я прилетала в 2009, 2012 и вот сейчас летом 2015-го. Сразу хочу отметить, что авиаснабжение внутри Камчатки стало лучше. В 2012 по итогам отпуска я написала статью в «Экспресс-Камчатке». Весь ужас дороги в дальний корякский поселок описан в статье «Корякия - боль моя. ч. 2 или Полет ценою в жизнь». Уверена, что эти статьи повлияли на развитие событий, слишком бурным было их обсуждение в сети Интернет и слишком очевидны были люди, отвечающие за решение этих проблем. За это время была приобретена авиационная техника. Итак, дорога. 

 

Петропавловск – Тиличики - Пахачи 

В этом году, наученная горьким опытом, я приобрела заранее билеты на самолет в Тиличики (это районный центр) и обратно. Сумма билетов в обе стороны с учетом местной камчатской прописки составила 26 000 рублей. Билет на вертолет или самолет из районного центра можно приобрести только перед вылетом. Поэтому по телефону я записалась на плановый рейс «Тиличики – Пахачи» на среду, поскольку вылетать я должна была во вторник. Это при условии хорошей погоды. При любом раскладе ночевать в Тиличиках пришлось бы, вопрос только в том – один день или несколько в ожидании своего рейса. Погода не подвела. Прилетев во вторник, я устроилась в частную гостиницу в Корфе (где расположен аэропорт «Тиличики»), предварительно также записавшись по телефону. Переночевав, на следующий день я на самолете улетела в Пахачи. Билет в одну сторону стоил 4300 рублей, в обе соответственно - 8 600. 

Хочу отметить, что меня приятно удивили две вещи: несмотря на то, что пассажиров было всего четверо при загрузке самолета 12 человек, нас все же отправили, не стали добирать людей, откладывая рейс. Второе: в Корфе в 2015 году наконец-то построили благоустроенную гостиницу на 30 человек.

Я даже посетовала, что устроилась в частный сектор, когда прошлась по полупустой уютной гостинице. Стоимость койко-места 1000 рублей.

Есть два туалета, душ, стиральная машина, столовая, просторный холл с телевизором. 

Как выяснилось позже, полупустой в тот день она была совершенно случайно. Обычно гостиница полностью заполнена. При задержке рейсов люди живут там несколько дней. На обратном пути по записи все места были заняты на две недели вперед.  

Обратно у меня был билет из Тиличиков на четверг, следовательно, до этого дня мне нужно было попасть в Тиличики, вылетев из Пахачей, что оказалось непросто из-за циклона. Вылетать надо было во вторник или среду, чтобы не опоздать на четверговский рейс. Однако из-за проливного дождя вертолет за вторник прилетел только в четверг. До районного центра летел долго с остановками в Средних Пахачах и Хаилино. Когда мы прилетели в Тиличики, самолет на Петропавловск уже загружался, увозя пассажиров за предыдущий день. Мне посчастливилось улететь в этот же день на втором рейсе на город по своему билету. Если бы я опоздала, то меня взяли бы только на следующий рейс на следующий день.  

Итого с однодневным проживанием в Корфе дорога на малую родину мне обошлась в 35 тысяч 600 рублей. Недешево, прямо скажем. Это при том, что в поселках невероятно трудно найти работу с достойной зарплатой. Поэтому народ не часто, а то и вовсе годами не выбирается на большую землю, не говоря уже про материк. 

Многие спрашивают, а почему бы не поехать на машине? Отвечаю, что дороги в Пахачи нет. Можно по морю, но разрекламированный пароход имени первого Губернатора Камчатки Василия Завойко до Пахачей не ходит, хотя обещаний об этом было море. Один раз его видели в Апуке, это за мысом от Пахачей, и только. Коммерсанты возят продукты на МРСках. Можно напроситься к ним, но это не совсем легально, судно то грузовое. Время в пути от 3 до 14 дней, зависит от погоды. По деньгам выйдет не намного дешевле, чем по воздуху.

 

Поселок, которого нет 

Практически у всех, кому я рассказываю про поездку, вызывает путаницу названия Корф  и Тиличики. Возникает вопрос: как эти поселки между собой связаны. Поэтому поясняю. Тиличики – это центр Олюторского района, он расположен на прибрежной полосе Берингова моря. Грубо говоря, перпендикулярно к нему на косе, уходящей в открытое море, в советское время был выстроен поселок Корф, где располагался рыбоперерабатывающий завод. Поселок был густо населен. Имелась вся инфраструктура. В итоге сильного землетрясения в 2006 году поселок Корф был сильно разрушен, произошел сдвиг земной коры, коса осела, прибрежные строения стало подтапливать. Жить там не безопасно, на мой взгляд. Итак, поселок расселили, а аэропорт оставили. Несколько лет мучились со взлетной полосой, которая постоянно трескалась и не могла принимать самолеты (они летали лишь до Оссоры, Карагинский район, дальше вертолетом), ее ремонтировали, и в итоге аэропорт никуда не перенесли.

 

Автобусная остановка, с. Корф

Сегодня поселка Корф официально нет, но постоянно там проживает примерно человек двести. Я разговаривала с местными жителями, которых условно можно поделить на две части: одни не хотят уезжать, другие собираются уезжать. Но обе эти категории продолжают жить и сталкиваются с проблемами, которые никто не решает. Так, например, они не могут прописаться в домах, в которых живут, т.к. населенного пункта нет. В бывшем Корфе нет медпункта, в то время как там немало проживает пенсионеров. Нет поста милиции, в чем есть острая необходимость. Основная часть населения трудоустроена в аэропорту, геологии, торговле, на частном рыбзаводе. Из-за того, что работает молодежь, образуются семьи, рождаются дети, а детсада нет. Жители поселка уже обращались в администрацию района, чтобы признали их микрорайоном Тиличиков, это бы решило массу проблем.

 

Жилые дома в Корфе.

Пройдясь по поселку, набралась жути. Пустые выбитые окна, полуразрушенные или полуразобранные на дрова дома протяженностью в пару километров и тишина… Порой слышно только как бьют волны по обе стороны этой почти безлюдной косы. Спрашиваю у местного жителя, не страшно ли, вдруг снова тряхнет?.. Он так уверенно отвечает: «Нет, молния дважды в одно место не бьет. Мы всю жизнь здесь прожили, куда нам ехать?..». Вот уж правда, дом есть дом, - подумала я. Люди хотят здесь жить – пусть живут, задача властей помочь создать им условия, я так считаю.

 

Руины, с. Корф. 

К слову, мой собеседник посетовал, что никто не борется с помойками прямо под окнами домов и с канализацией беда. На счет второго не знаю, а вот мусора в деревне вообще быть не должно, поскольку его элементарно можно сжечь, ведь у многих есть печи в домах, сараях. О чистоте вокруг себя каждый должен, прежде всего, позаботиться сам, тем более живя практически в открытом море.

 

Магазин в Корфе.

Мои родители, например, весь мусор без труда сжигают в печи и им стыдно за тех, кто имеет такую возможность, но не использует.

 

Я люблю свои Пахачи 

С самолета поселок кажется таким маленьким, почти игрушечным. Он как Корф располагается на косе, но не в море, а на его побережье и омываем двумя водами – морской и речной. 

с. Пахачи из вертолета

Я люблю свои Пахачи. И все мои земляки, которые по разным причинам переехали, вспоминают о Пахачах с нескрываемой теплотой. Что-то в этой земле есть особенное. К тому же наш поселок всегда был бойким и задиристым в советское время, независимым даже, что, конечно, отражалось на характерах людей. У нас все было свое. Вся социальная инфрастуктура держалась на рыбоконсервном заводе, продукция которого даже шла на экспорт.

Рыбоконсервный завод, с. Пахачи

Знаменитая олюторская селедка в больших круглых банках, практически бренд, выражаясь современным языком, заготавливалась в Пахачах. Народ на заводе трудился круглый год в две, три смены. 

 

Рыбацкое жилье, территория советского завода, с. Пахачи 

Мои родители, как и большинство некогда живших здесь людей, приехали в поселок в 70-х годах – осваивать Север. Жители двух соседних национальных поселков Ачайваям (местное население чукчи и коряки) и Средние Пахачи  (местное население – коряки) зимой приезжали к нам за продуктами, в больницу, решать какие-то общие дела, по зимнику возили уголь с базы. 

Наш поселок всегда был русскоязычным. В 80-х – начале 90-х здесь постоянно проживало около 3,5 тысяч человек, в путину - до 4,5 тысяч человек. В поселке была развитая социальная структура (больница, детский сад, школа общеобразовательная и музыкальная, клуб, поселковая библиотека, столовая, ателье, специализированные магазины, милиция), животноводческая и птицеводческая ферма.

 

Центральная дорога, с. Пахачи.

Безработных не было. Дело было для всех, тем более что платили хорошо, поэтому сбережения у людей были хорошие. Однако, мало кому принесли пользу, потому что «сгорели» во время известных событий в стране. Ума не приложу, как люди пережили такое горе, потерю с таким трудом заработанных денег ценой своего здоровья. Мои родители на сгоревшие деньги могли бы купить два благоустроенных дома в центральной полосе России… Взамен утраченных средств в 2008 году им вернули 40 тысяч рублей… Так государство отплатило им за освоение Севера, за сохранение границ страны. 

С 1999 года моя мама стоит в очереди на переселение под номером 2800. В год выделяется примерно по 100 квартир на всю Камчатку. Раньше в Корякии была своя очередь и продвигалась быстрее, людей то мало. Правда и нарушений было много, о чем открыто говорила прокуратура (я об этом писала в 2012 году). А сегодня корякские очередники потонули в очередниках общекамчатских. Я считаю, это несправедливо. В округе живет гораздо меньше людей, и порядок предоставления жилья по переселению должен быть свой. К тому же они живут в более суровых условиях, чем на юге Камчатки, а в правах уравнены. Так быть не должно. 

Я помню очень населенный поселок и, кажется, эхом звучит чей-то детский смех, всюду в своих повседневных делах снуют люди. Пылят машины. Собаки бегают по грядкам. Море шумит, речка плещется, озера отражают небо, тундра щедро плодоносит. Поселок живет, люди планируют свое уверенное будущее. Занавес… 

Прошло два десятка лет. Все изменилось и даже природа. Она словно зверь, зализывая раны, подходит к человеческим жилищам. Так, этим летом я собирала ягоды в полутора километрах ходьбы от своего дома, на бывшем пастбище рогатого скота недалеко от фермы. 

Единственный каменный дом в с. Пахачи. Построен в СССР.

В прошлом году медведи дважды приходили к дому родителей. В первом случае аккуратно пройдя между рядками картошки, зверь пытался справиться с обивкой дома, хотел полакомиться курами, которых учуял. Однако, видимо, сообразив, что не справится со стенами дома, удалился. Во втором случае медведь аккуратно начал разбирать крыльцо возле выгребной ямы, вероятно, учуяв запах разделанной накануне рыбины. Удалился, когда надоел настойчивый шум, создаваемый моими родителями. Периодически проходили мимо и медведица с медвежатами, и молодые медведи, запоздавшие в тундру после ночных прогулок по поселку. 

Хочу отметить, что за всю мою жизнь, в Пахачах не было ни одного случая нападения медведя на человека. Зверя здесь всегда уважали. Хотя, к прискорбию, встречаются нелюди, которые безнаказанно стреляют медведей ради наживы.

Молодой медведь. Работа браконьеров.

Боль и стыд пронзает при мысли об этом. Однако камчатскому медведю я посвящу отдельную статью, поэтому сейчас не буду на этом останавливаться.

 

Крещеный огнем 

Если посмотреть на карту Олюторского района, то в сторону материковой части можно увидеть мыс Крещеный. Место на самом деле легендарное. Практически никто об этом не знает, поэтому я расскажу об этой важной боевой страничке нашей камчатской истории.

 

Мыс Крещеный, с. Пахачи

Примерно в середине двадцатого века места, где располагаются ныне Пахачи, облюбовали японцы. Хозяйничали, добывали и перерабатывали рыбу. С насиженных мест незваных гостей выбивали наши советские пограничники. На мысе шел настоящий бой, часть японцев бежали в горы, распадок назвали Японским. Это 17 км от нынешнего поселка. Раньше туда на летнее время выгоняли крупный рогатый скот.

 

 

Японский распадок, с. Пахачи.

 

А мыс был назван «Крещенный огнем». От японского распадка к нему идти по берегу несколько километров, увидеть его стоит. Красота и мощь необыкновенная. Место суровое, много людей на моторных лодках там затонуло. В этом же месте можно увидеть касаток. 

Я помню времена, когда каждый день пограничники ходили по этому маршруту, патрулируя местность. Граница – дело святое. Сегодня, к слову сказать, в поселке лишь вахтовый пограничный пункт. В советское время там постоянно служили срочную службу до 40 человек.

 

Школьная пора 

Сегодня в Пахачах проживает менее 500 человек. В школе, рассчитанной на 200 детей, в 2015-2016 годах будет обучаться до 40 детей с 1 по 11 класс. Сейчас сказывается демографический спад 90-х, детей просто нет. Но перспективы есть. К слову сказать, в советское время училось до 400 детей в две смены.

 

Школа, с. Пахачи. 

Школа в очень хорошем состоянии, классы с интерактивными досками. Школа полностью укомплектована профильными учителями, которых привлекают в том числе и из других регионов России. Учат и свои кадры, которые возвращаются. Производится необходимый ремонт, заменена сантехника. Здесь сделано все для того, чтобы ребенка обучить и занять его свободное время с пользой для него.

 

Класс в школе.

Ведутся переговоры по установке спутникового оборудования. Выпускники при желании успешно поступают в ведущие ВУЗы страны. Уровень образования позволяет. Ведь если в классе 2-8 человек качество обучения резко возрастает, есть индивидуальный подход. В зарплате учителя тоже не обижены. Обеспечивая абсолютную занятость учебы и досуга детей, в среднем учитель получает от 60 тысяч рублей. Это с дополнительной нагрузкой, конечно.

Общалась я с директором школы Владимиром Деревянко, который когда-то за большой романтикой приехал в Пахачи в далеком 1986 году руководителем кружков технического творчества. Совсем недавно он перешел на должность учителя, уступив дорогу молодому специалисту, которую продолжает поддерживать и помогать. За школу, как и за поселок, он болеет сердцем.

 

Роды на дому или болеть запрещается 

С медицинским обслуживанием по-прежнему беда. Правда, сердце порадовал романтик-стоматолог из Курска Иван Жадько. Думала, таких уже не бывает. Работы у него много не только в Пахачах. Дело в том, что он врач на четыре села. И постоянно переезжает из села в село, лечит больных. Говорит, по зубам видно, что люди лишены нормального питания. Сказывается нехватка микроэлементов, витаминов, суровый климат. Люди отвыкли заботиться о своем здоровье.

 

Стоматолог Иван Жадько.

Почему романтик? Говорит, что всегда хотел увидеть Север, посмотреть, как там люди живут. Заработную плату, которую он получает (более 45 тысяч рублей) он мог легко заработать и у себя на родине, в Курске. Так что «северные зарплаты» - это уже миф. 

В больнице по сути врачей нет. На постоянной основе работают: старшая медсестра Надежда Николаевна Пахомова, медсестра на приеме в детском отделении Валентина Ивановна Постол и акушерка Нина Леонтьевна Каленникова (Гуреева), она за главную. Все пенсионного возраста. 

Нине Леонтьевне 74 года. Практически все молодое население поселка, а также их дети прошли через ее руки, она встречала их в этот мир. Человек добрый и сострадательный, однако остается специалистом в своем профиле. А жизнь требует от нее большего. Днями и ночами она на своем посту. Если с кем беда, к ней идут и домой. По каждому тревожному поводу она звонит в район терапевту и педиатру, консультируется по телефону. Если совсем беда – просит санзадание, т.е. чтобы за больным из района прислали вертолет (время вертолета в пути в одну сторону от 40 минут). Но это возможно только при хорошей погоде… 

Больничная палата.

С медикаментами в больнице тоже беда, постоянно чего-то нет. Аптеки в поселке тоже нет. Народ через родных заказывает лекарства в Петропавловске или покупает у местных коммерсантов, которые не имеют лицензии, а следовательно, и права на их продажу. Но поскольку речь идет о здоровье, никто не жалуется. Да и кому жаловаться?..

 

Старшая медсестра Надежда Николаевна Пахомова.

В 2014 году моя одноклассница Анна Шаповалова родила дома в своей пахачинской квартире. Акушерки как раз не оказалось. Помогали медсестры и молодой специалист - участковый врач, который по счастливой случайности был в этот момент в поселке. Вертолет санзадания прилетел на следующий день. Слава Богу, все обошлось.

 

Кабинет гинеколога

В прошлой статье я писала, как мучаясь от боли, обратилась в больницу, где помочь мне не смогли. Через три дня, изрядно попортив нервную систему, я чудом оказалась в городе и сразу легла в больницу. Задержись я там, не известно, чем все закончилось бы. Возникает вполне закономерный вопрос, как же люди живут без врачей? Мы тут в городе жалуемся на очереди к узким специалистам, а они вообще без медицинского обслуживания. Так и живут, без врачей. 

Уместно будет упомянуть приезжие бригады, которые были введены в практику при прежнем Губернаторе. Однако они настолько стихийны, что все более походят на формализм. Иной раз бригада врачей работает в больнице половину дня или день. А поселке живет более 500 человек. Судите сами, сколько человек они могут принять и реально помочь. Однако справедливости ради отмечу, что мою маму такая бригада забрала на операцию в районный центр, но она затем решила ехать в Петропавловск.

 

Священная тайна ценообразования 

Продолжая тему здорового питания, поднятую курским романтиком-стоматологом отмечу, что магазинов в поселке достаточно и летом (в период навигации) из продуктов есть практически все. Однако сроки хранения продуктов зачастую пропущены. Так, например, творог и смета совхоза «Заречный», может продаваться спустя месяц с даты изготовления.

 

Магазин.

В продаже есть бытовая техника, одежда. Разброс цен в магазинах есть. Вот примерная стоимость продуктов (плюс - минус n-рублей). 

Говядина 450 руб./кг, свинина 400-700 руб./кг, оленина 340 руб./кг, лосятина 280 руб./кг, хлеб 60 руб./булка, масло растительное 130 руб./л, масло сливочное на развес 350 руб./кг, мука – от 150 руб./кг, сахар 110 руб./кг, соль 50 руб./кг, рис, пшено 100 руб./кг, гречка 120 руб./кг, макароны 100 руб./кг, колбаса вареная от 320 руб./500 гр., копченая в переделах 750 руб./кг, апельсины 180 руб./кг, яблоки, груши 200 руб./кг, конфеты 280-600 руб./кг; сгущенка 100 руб. банка; чай Липтон 350 руб. за пачку 100 пакетов; банка сайры 70 руб.. 

Лично я не поняла порядок ценообразования. Пытаясь рассуждать логически, пришла к выводу, что цены на продукты и бытовую химию повышаются пропорционально спросу. 

За квартиру, свет и телефон здесь платят почти также как и в городе.

Жилые дома, с. Пахачи

Например, за двухкомнатную квартиру с двумя прописанными и работающими людьми в месяц отдают более семи тысяч рублей.

 

Сезонная работа. Почему не выгодно? 

В этот раз я посетила частный рыбоперерабатывающий завод, который работает в поселке несколько лет. Здорово, чисто, красиво, современно. Завод оснащен, можно сказать по последнему слову техники. Квоты есть. Рыба тоже. Люди работают. Приезжие живут и питаются на заводе.

 

Причал завода.

По словам зав. производством Дмитрия Иваненко, в сезон на завод привлекается до 500 человек. Он посетовал на то, что местное население отказывается работать, приходится привозить людей с Петропавловска и со средней полосы России.

 

Территория завода.

Основная часть работников непосредственно на рыбе трудится с 1 июня по 15 августа. В очень среднем за эти два с половиной месяца на рыбе можно заработать 130-150 тысяч рублей. Посчитайте сами, сколько получается в месяц, тысяч 50-60. Если у человека есть постоянная работа в поселке, то он не станет ее терять из-за небольшого сезонного заработка на заводе, поэтому местные и не стремятся особенно. Тем более, что интенсивность труда очень высокая. Работу в поселке найти трудно, поэтому все местные ею дорожат. 

У меня как редактора профсоюзной газеты возникли претензии к содержанию трудового договора работников, отдельные пункты которого можно смело вычеркнуть, как противоречащие трудовому законодательству. Мне подумалось, что макет договора составлял кадровик-студент, прогуливавший лекции по трудовому праву. Зав. производством обещал разобраться. Посмотрим. 

При этом завод активно участвует в социальных программах. По запросу поселкового совета выделяется рыба для населения, которая раздается бесплатно. По заявкам завод также покупает необходимое оборудование и мебель в школу и детский сад.

 

Сказ о "длинном рубле" 

Если говорить в целом, то вопросы трудового законодательства не только в Пахачах, а вообще в северных поселках сильно хромают. Сказывается отсутствие специалистов, знаний, отдаленность от районного, окружного и краевого центра. 

К сожалению, отдельные работодатели пытаются воспользоваться тем, что рынок труда в поселке ограничен, безысходностью людей, навязывая людям невыносимые условия труда за нищенские зарплаты. Не считают нужным оформлять трудовые отношения, платить налоги. Платят ниже официального прожиточного минимума и минимальной зарплаты в том числе. 

Время, когда на Север ехали за большими заработками, канули в историю. Сегодня Север нищенствует. Уровень заработной платы сравним с той, что получают в Петропавловске-Камчатском, в то время как цены выше, условия суровее, временами полная изолированность от мира.  К слову говоря, в соответствии с Соглашением на 2015 год минимальная заработная плата в Пахачах (Корякский округ) должна быть не менее 17 тысяч 15 рублей. Иными словами, предполагается, что на такую зарплату можно достойно прожить месяц на Севере Камчатки... Без комментариев.

 

Рыбу вижу, а поймать не могу 

Вот что меня донельзя возмутило, так это запрет на вылов рыбы местным населением. Сегодня это право определено лишь для коренных малочисленных народов севера. А вот мои родители, прожившие на севере 40 лет, такого права лишены! Если они пойдут ловить красную рыбу для заготовки на зиму, то их за это могут привлечь. Иными словами, люди живут в рыбном краю, но ловить ее на законных основаниях не могут. Им не выдают лицензии на вылов, вынуждая браконьерить.

 

Поселковый совет, с. Пахачи.

Я считаю это позором, большего унижения для людей, отдавших Северу жизнь и здоровье, преданно живущих в этом суровом краю, представить сложно. 

Об этой проблеме я разговаривала с главой администрации поселка Пахачи Сергеем Лазаревым.

Сергей Лазарев.

Он сказал, что несколько лет безрезультатно сельсовет бьется с этой проблемой. Какое-то время назад в составе делегации приезжала ВрИО Заместителя Председателя Правительства Камчатского края Валентина Броневич. Сказала, что загвоздка в некоем законе, который не приняли в год объединения Корякии и Камчатской области (2007 г.!!) и пообещала решить проблему. Учитывая то, что она была губернатором Корякии в 90-е, должна понимать соль вопроса. Однако воз и ныне там. Видимо, госпожа Броневич рыбу ест исправно и на любой вкус, поэтому не особенно беспокоится о том, какую рыбу едят и едят ли зимой в Пахачах и других поселках. Ничего личного. Чиновники приходят и уходят, а люди остаются

Кстати, разговаривая о проблемах в поселке, глава Лазарев посетовал на отсутствие органов правопорядка. В пахачинском отделении полиции летом работал один человек!... Водитель!!  

Просто не знают, как быть с управляющими коммунальными компаниями в поселке. Никто не понимает, с какой стороны к этому подходить и как вообще работать. Специалистов нет. Жаловался он и на мусорные свалки, но на эту тему я уже высказалась. 

Ну а главная проблема, по мнению Лазарева, в принципе финансирования поселков, которая заложена в законодательстве. Средств не хватает на реализацию намеченных программ. Для меня это тоже загадка. Богатейший край, добываются морепродукты, драгоценные металлы. Населенность небольшая. А села живут в нищете. Парадокс. Или у кого-то большие карманы, как это часто бывает. 

Мой многострадальный Север уже столькое пережил, но не потерял своей мощи. Я всегда буду в него верить. Сегодня первоочередная задача – Север сохранить, отнестись с уважением к тем людям, которые там живут, сохраняя наши границы. Нельзя допустить чужаков на наши территории, как это случалось не раз. А в особенности сейчас, когда Камчатка обрела статус территории опережающего развития (ТОР «Камчатка»), который в том числе позволяет давать земли иностранным инвесторам под всякие «производства развития». Я считаю, что мы должны защитить Север от опасности прихода туда сомнительных иностранных инвесторов. Север – это наш тыл и взгляд общественности всегда будет обращен в его сторону.

 

Хранимая всеми Богами щедрая кормилица 

Для меня, как и для многих Север – это благословенная земля, особенный край. Я знаю, что и люди здесь особенные, других он не терпит, а воспитывает. Север многолик. Я бы сравнила его с северным сиянием. Он также прекрасен, своенравен и непостижим. Если ты любишь его и принимаешь всем сердцем, пропуская через себя его боль и радость, то он непременно ответит тебе взаимностью. Камчатка дышит вулканами, а Север – тундрой.

 

Тундра – уникальное природное явление. Не зря местные народы называют ее живой, она дышит. Я люблю в тундре, лежа на земле, вдыхать ее аромат, источаемый ягодами, растениями и, кажется, самой землей. Почва и покрытие в тундре всегда хранит влагу и в теплую погоду она испаряется, проходя сквозь корни, ветви, стебли, листья растений и наполняя ароматом все вокруг. Стелящаяся высота растений не превышает нескольких сантиметров.

 

В поселке люди часто ездят и ходят в тундру. Эта красота наполняет благостью и чистотой. Тундра как заботливая и чуткая мать принимает на себя все заботы тех, кто к ней приходит. Эту связь трудно разорвать. Наверное, поэтому люди, живущие на природе, чисты, добры и искренни. Все когда-то уехавшие из поселка в разговоре со мной первым делом вспоминают именно тундру и скучают по ней, потому что трудно забыть такую красоту. 

Северная тундра – щедрая кормилица. С конца лета народ заготавливает грибы, ягоды (голубика, княженика, морошка, шикша, брусника, клюква, рябина), шишки. 

Если вы когда-нибудь общались с коренным населением Камчатки: чукчами, коряками, ительменами, то вы согласитесь со мной, что в этих людях живет Север. Есть в них нечто первозданное, сильно развито чувство единства и способность к самосохранению что ли. Лично меня это очень радует. Они будто воплощенные стражи своей Земли. Вот интересный факт: судя по пахачинской молодежи, корячки и чукчанки чаще выходят замуж за русских парней, чем наоборот. Все больше рождается смешанных деток, они такие симпатичные. Сегодня поселок уже не такой русский, постепенно смешивается с местными. Такое интересное явление, в котором я вижу будущее русского Севера, и это меня радует. 

Светлана ДОГАЕВА. 

 

 

Комментарии   

+1 # лелишна 26.11.2015 02:52
большое спасибо автору за объективный материал. Проблем много, и печально, что они остаются лишь нашими проблемами...
Сообщить модератору
+40 # гтд 26.11.2015 07:46
Цитирую лелишна:
Проблем много, и печально, что они остаются лишь нашими проблемами...

Вы, чиновники, их делаете нашими проблемами, и стараетесь давить тех, кто эти проблемы пытается решать. Я не прав? Ссылки давать?
Сообщить модератору
-24 # лелишна 26.11.2015 12:46
У вас что, реестр чиновников и их ников имеется? Вроде я никакого отношения к властям имущим не имею, а просто посетовала, что нам, жителям округа, не привыкать к равнодушию свыше.
Сообщить модератору
+32 # гтд 26.11.2015 13:24
Цитата:
лелишна 22.11.2015 13:46 Поэтому говорить о загадочном инкогнито, который зазывает озлобленного и крайне субъективного человека на какие-то руководящие должности, значит просто набивать себе цену.
А это кто гавкнул? Из под тишка, из под ника. Гавкнул на человека которого Камчатка знает. Гавкнул тот кто ни чем своё право на это не заслужил. Какой вам реестр? Так вы давайте и на друзей его Поротова, Коянто, Санакоева, Жукова - гадьте. Только чиновник, тупой и ни к чему не пригодный, может гадить на своих земляков, и ратовать за то, что бы Корякия никогда не вышла из её нынешнего состояния.
Сообщить модератору
+31 # Александр Безуглов 26.11.2015 13:31
Цитирую лелишна:
Проблем много, и печально, что они остаются лишь нашими проблемами...

Я млею от Ваших крокодиловых слёз...
Сообщить модератору
+43 # житель ПК 26.11.2015 04:34
Хорошая статья, любит девушка родную земля (в отличие от комсомольской шайки с главарем).
Наверное любой житель Москвы, родившийся в Петропавловске, в таких-же красках видит теперь и наш город.
Поэтому все и валят отсюда (
Сообщить модератору
+39 # Женя 26.11.2015 04:52
В этом году мой супруг был там в командировке!!! И все что описывал автор данной статьи, словно отражение рассказа моего супруга!!! Как буд то я вновь пробежалась по какой то безысходности тех мест и её жителей!!! Все же я верю, что люди научатся быть созидателями и уважать не только себя, но и других людей, а так же Мать природу которая его кормит
Сообщить модератору
+44 # Александр Безуглов 26.11.2015 07:02
Уважаемая Светлана. Спасибо Вам за то, что даже вдали от своей Родины, не утратили любовь к ней. Спасибо за то, что мы с Вами видим и думаем одинаково.
Цитата:
Иной раз, проходя мимо давно не жилых домов, невольно представляются нелепые чудовища, которые, кажется, могли бы поселиться в таких местах… Сквозняк, продувающий некогда жилые квартиры, дома и дворы, кажется живым, потому что помнит своих обитателей.
Это Ваши слова. Вот слова моей песни:

Послушайте как стонет старый дом,
Тот старый дом, что человеком брошен.
Он крепок, цел, еще не перекошен,
Но печь давно не теплится огнем.
Послушайте как стонет старый дом.

Немазаными петлями скрипит
Небрежно настежь брошенная дверь.
Чьим домом был он и о ком хранит
Свои воспоминания теперь?
Немазаными петлями скрипит...

Здесь человек работал и любил,
Чинил циклоном сорванную крышу,
Здесь он пустил на свет своих детишек,
Но вот ушел, уехал, позабыл...
Здесь человек работал и любил.

Исправь свою ошибку, человек,
Чтоб больше никогда не бросить друга,
Как бросил этот дом и всю округу
Где дед твой и отец прожили век.
Исправь свою ошибку человек.

К сожалению, сам человек, на Камчатке, сейчас ничего изменить не может. Да, мы стараемся, упираемся. Но когда Краю объявлена война, объявлена теми у кого в руках власть и деньги, противостоять этому сложно.
Наш губернатор с блеском в глазах, говорит о процветании региона, о золотодобыче, ТОР, миллиардных инвестициях, призрачном развитии туризма, свиноводстве, но при словах "жители Края", "северные посёлки Камчатки" - его взгляд тухнет. Скучная для него тема.
Но этот взгляд, снова можно зажечь. И мы знаем слова, которыми это можно сделать - "губернаторский бал", "Берингия", "увеличение зарплаты чиновников".
Я вместе с Вами разделяю боль, за всё Вами увиденное. Так же как вы, вспоминаю и мощный государственный рыбзавод в Корфе, и большой клуб, и "Явакои" возле аэропорта.
Нас, жителей Камчатки, перевели из просто "жители Края", в статус "жители процветающего региона".
Вы считаете что процветание должно быть другим? Я тоже.
Светлана. Если будете писать о медведях, загляните сюда studiodar.jimdo.com/%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/. Фильмы "Монолог медведя" и "Медведи Камчатки" будут Вам интересны, и возможно наведут на некоторые размышления.
Будьте счастливы!
Сообщить модератору
+22 # PROFFVODILA 26.11.2015 07:26
Удивительная статья!!! Светлана вы АНГЕЛ!!!
Сообщить модератору
+26 # Ха́йме Рамо́н Меркаде́р дель Ри́о 26.11.2015 08:01
как всегда из ассортимента в магазине на севере преимущественно суррогатный алкоголь. что и видно на фото. и руины руины и руины . позор губернатору и его жополизам
Сообщить модератору
+39 # Ха́йме Рамо́н Меркаде́р дель Ри́о 26.11.2015 08:33
Богатейший край, добываются морепродукты, драгоценные металлы. Населенность небольшая. А села живут в нищете. Парадокс. Или у кого-то большие карманы, как это часто бывает........ нет никакого пародокса. в руководстве края губернатор лох и особо приближенные к очку губернатора. замы .помощники. министры. и прочая пиdaraсня . вот так и загнется богатейший край. ............... В.Путин: Добрый день, Владимир Иванович.

В.Илюхин: Добрый день.

Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением, которое Вы дали несколько лет назад, в части того, чтобы в крае стабилизировать ситуацию, на Камчатке сегодня всё стабильно. С учётом прироста ВРП за прошлый год составил 136 миллиардов рублей. В этом году ещё прирастаём на 10 миллиардов рублей, потихоньку развиваемся.

Основные отрасли Камчатки – рыбная и горнорудная – тоже показывают неплохие результаты сегодня. Но, Вы знаете, в этом году красная [лососевая] путина была не очень удачной на Дальнем Востоке, тем не менее наши предприятия с поставленными задачами справились: мы добыли порядка 140 тысяч тонн лосося. Благодаря тому, что часть продукции была подвергнута глубокой переработке на берегу, в целом сегодня экономика в этой части неплохая. Надеемся, что после минтаевой путины где‑то в целом около 650 тысяч тонн рыбы направим в центральные районы России.

В.Путин: А как логистика, с транспортом как?

В.Илюхин: Вы знаете, это отдельная тема. Здесь существуют проблемы, особенно в период путины. Мы отправляем [продукцию] через Владивосток. И, конечно, железная дорога и приморский порт со своей задачей в полном объёме не справляются. Вырастают цены, большие проблемы с подвижным составом. Но мы стараемся переговоры вести, об этом сегодня все заинтересованны е структуры знают, чтобы ситуацию поменять. Очень надеемся на развитие Северного морского пути. У нас уже был опыт, я докладывал, в течение двух лет мы отправляли, правда, небольшие партии.

В.Путин: По Северному пути?

В.Илюхин: Да, по Северному морскому пути, и на 22-е сутки [продукция] прибывала в Санкт-Петербург , ледовая обстановка была удачной. Поэтому опыт имеется.

Но до недавнего времени не было тарифа на перевозку рыбной продукции Северным морским путём, сейчас эта проблема тоже решается. Полагаю, что для нас это выход: или 60 суток через Владивосток, или отправляем Северным морским путём. Два месяца…

В.Путин: По железной дороге?

В.Илюхин: Да, по железной дороге ............... ............... . помните? :lol:
Сообщить модератору
+44 # GH 26.11.2015 10:53
Статья в целом правильная, но немного приукрашена реальная ситуация. А реальность такова, что государственной власти в этих поселках нет. В почтовых отделениях не то, что факса нет, там даже телефоны через раз работают. Думается, что в Правительстве Камчатского края проблемы северных поселков мало волнуют, но деньги с бюджета тратятся. Куда идут деньги? Может идут в помощь горнорудным компаниям, которые там работают? Почитайте товарищи проект Стратегии развития Камчатки, там по сути чиновники написали смертный приговор северным поселкам. Зато не забыли дать преференции и государственные гарантии горнорудным компаниям!!! За счет конечно жителей Камчатского края! И последнее, долго мы будем терпеть это "Правительство" ?
Сообщить модератору
+44 # Черкалова Наталья 26.11.2015 11:57
Светлана, ты как всегда заметишь самое главное. Даже свой отпуск проводишь с отдачей работе и родной земле. Очень тронула статья. Да, это очень печально. И такая ситуация в отдалённых уголках повсеместно. Спасибо тебе, что ты говоришь о боли многих людей. Может наконец заметит кто-то и проблемы Севера, и придёт наконец хозяин в эти земли.ssks2
Сообщить модератору
+38 # Александр Безуглов 26.11.2015 12:21
Цитата:
Может наконец заметит кто-то и проблемы Севера, и придёт наконец хозяин в эти земли.
Хозяева есть. Рачительные хозяева. Вот только хозяйства их далеко от Камчатки.


Сообщить модератору
+37 # Наталья Ронжина 26.11.2015 13:02
Света, спасибо за такую статью, очень жаль наши Пахачи, да и все поселки камчатские
Сообщить модератору
+41 # Догаева 26.11.2015 13:35
Коллеги, друзья, земляки! Благодарю за комментарии. Рада, что статья тронула ваши умы и сердца. Отдельная благодарность Александру Безуглову.мы, с Вами работали в Палане в 2000- ом, если помните;-) много звонков. Народ говорит: Света, мы не представляли, что там вооооооотт тааааааккк все. Пахачинцы с материка звонят в шоке. Многие помнят поселок процветающим. Благодарю всех.
Сообщить модератору
+31 # Читатель сайта 26.11.2015 14:17
Светлана, спасибо за статью. Чувствуется, что с душой и по-честному.
Сообщить модератору
+35 # Yana 26.11.2015 15:10
Статья действительно хорошая, даже всплакнула в некоторых местах)) все действительно так и есть, и грустно и больно смотреть как умирает поселок, точнее как его "убивают" - медленно и мучительно, при этом делая вид, что все отлично.
Только один вопрос- где , где говядина по 450 рублей??? В каком из пяти барыжных магазинов такая роскошь?))))
Я живу в Пахачах чуть больше полугода, переехала с мужем, он военный, из Петропавловска. Безусловно, ощущения очень сильные. С одной стороны красота природы восхищает,тундр а восхитительна!! ! Смешнюги еврашки, шум океана, красная от брусники земля - все это чудесно и необыкновенно.
С другой стороны - разруха и запустение, невозможность купить элементарные вещи и продукты, трудности с выездом на большую землю, и какая-то молчаливая обреченность людей. Вот такие у меня ощущения сложились.
Сообщить модератору
+37 # Ух ты! 26.11.2015 15:32
Был в Пахачах много раз. С каждым приездом наблюдал, как поселок все больше превращается разбомбленные развалины. Вот какую блокаду совести имеют Илюхин и особенно Броневич посещая этот захеревший поселок?
Сообщить модератору
+43 # Друг 26.11.2015 22:06
Прекрасная Земля с преступниками от власти.
Сообщить модератору
+35 # Андрей Федоров 27.11.2015 08:45
Очень жалко людей, которые вынуждены проживать и работать вот в таких вот разваливающихся поселках. Четыре ученика в классе - у меня это в голове не укладывается. Кому нужны такие вот форпосты на окраинах нашей России? Иначе, как издевательством над людьми это назвать и нельзя. Наиболее целесообразно будет обеспечить население этих поселков работой в районных центрах с предоставлением жилья и всех необходимых для жизни условий. В этом вопросе власти есть над чем поразмыслить. После нескольких лет проживания в таких вот поселках гарантированно происходит деградация личности, как ни старайся этому противостоять!
Сообщить модератору
+32 # виталий 27.11.2015 10:42
Вот она и есть стратегия власти, градообразующие заводы отдали в частные руки, а народ в райцентры. Только в райцентрах такая же ситуация, плюс засилие чиновников всех мастей и званий. Про очередь Светлана всё написала. А что вы хотели когда эти частные руки сидят с лева и с права от президента РФ.
Сообщить модератору
+24 # Виктор Беляев 28.11.2015 00:24
Спасибо Леше Петрову за ссылку на статью Светланы! Свете за материал. Прочитал статью и коменты, что делаю крайне редко. В советские времена мне не раз приходилось бывать на родине Светы - в с.Пахачи. Там много лет работал мой друг и однокашник Гена Кашлев. Село, да и весь север Камчатки в 70-80 годы жили активно и весело. А вот в начале 2000-х мне довелось с "Беренгией" пройти по северу от Эссо до Оссоры. Это был такой ужас, что я думал что больше никогда. Но все-таки прошел еще не раз. Точку поставил в 2011-м.
Но по роду своей деятельности все же выбираюсь иногда в северные поселки. И везде вижу одно и то же. Свалки, браконьерство и еще не желание улучшить жизнь и быт у местного населения (не только у руководства). Но те же свалки мы видим рядом с краевым центром. Пока не вырастет новое поколение из тех детей, которые на летних каникулах садят на площади цветы и убирают мусор - ничего не изменится.
Сообщить модератору
+27 # Валерий Владимирович 28.11.2015 12:25
Камчатка дышит вулканами, а Север – тундрой,а Светлана - жизнью - настоящей и искренней... Спасибо светлая Светлана...
Сообщить модератору
+23 # Aнтонина 28.11.2015 15:01
Спасибоавтору за статью.к сожалению,в районном центре Карагинского района ситуация практически такая же, в чем-то даже хуже:нет гостиницы,тепер ь вот нет бани, а раньше в Оссоре было три детских сада, два кинотеатра,химч истка, фотоателье, типография,три филиала библиотеки,а какой ухоженный был поселок: деревья высаживали, теперь же каждое лето только выпиливают... Тротуаров на улицах нет, а то, что от них осталось, пешеходными дорожками назвать язык не поворачивается. Жизнь здесь,действите льно, не легка,очень жаль пенсионеров, которым некуда ехать, а пенсии ,заработанной долгим трудом, хватает на один поход в магазин, где цены неоправданно высоки, что бы не говорили о трудностях доставки товаров их владельцы. А что стало с нашей природой! На берег моря, озера или просто в тундру или лес невозможно выйти: загажено все! Казалось бы: мы же тут живем, сюда приедем отдыхать, собирать ягоду, но нет, поели, попили, весь мусор оставили, где жрем, простите, там и с..м! Стыдно, земляки! Что же вы делаете?! Никогда достойно мы жить не будем, пока сами не научимся создавать себе достойные условия. Как бы то ни было, природа нас не обижает, почему же мы к ней так относимся? Вокруг поселка изрыли все, песок для строк берут прямо с берега, не взирая ни на что, под Колдуньей сколько раскорчевали кедрача, и никому дела нет, природоохраные органы делают вид, что ничего не замечают. Отдельное слово о рыбозаводах прямо в центре поселка, когда такое было возможно?! Была бы какая-то практическая от них польза поселку (благоустройств о прилегающей территории, например, содержание дороги, на худой конец, детскую бы площадку с прибыли построили и тд), не так обидно бы. Везде и всюду нехозяйское отношение. Нет у нашей земли хозяина ни среди жителей, ни тем более среди тех, кто должен по роду службы быть хозяином и рачительно распоряжаться ресурсами, за жалование. Программы все "дутые", не просчитанные, да и войти в них из года в год район почему-то не успевает. До сих пор нет ни новой школы, ни нового детского сада, хотя оба здания уже стоять должны. Некому скоро в них учиться будет. Катастрофическа я убыль населения от некачественного питания, неквалифицирова ного лечения, несоразмерной стоимости жизни заработной плате, плюс постепенная деградация населения. Не верите, узнайте, сколько учащихся обучается в коррекционных классах школы и тенденцию их числености за последние 10 лет. Очень жаль...
Сообщить модератору
+20 # Сергей Нефедов 30.11.2015 12:50
Блин только слезы на глазах, все равно до Пахачей доберусь.
Сообщить модератору
+11 # Николя 30.11.2015 16:11
Слов нет!
Зато по кёрлингу мы - чемпионы всея Европы!
Пора и у нас Камчатке строить и развивать кёрлинг-центры!
Всепланетный слет кёрлингистов должен пройти в 2020 году в Апаче!
Или в Ганалах! Или в Слаутном!
Все варианты хороши!
Сообщить модератору
+20 # Ирина Чикина 30.11.2015 20:41
Светлана, большое спасибо за статью! Обязательно найду и прочитаю Ваши предшествующие работы.Жаль, раньше не попадали в поле моего внимания...Кате горически не согласна с мнением Андрея Федорова! Мои родители попали на Камчатку в 1947м году.В тот самый Олюторский район. В закрытые в последствие села:Топата, Бухта Натальи, а затем Апука, Тиличики, Корф, Плавбаза, Четвертый рыбозавод и, наконец, Усть-Пахачи. В те годы страна, находясь в тяжелом послевоенном состоянии, все же находила возможности обживать свои дальние территории."Выд авливая" японцев со своих земель, которые не преминули воспользоваться тяжелыми для нас временами. Я знаю чего стоило нашим родителям укрепление государства и развитие рыбной промышленности на севере Камчатки. На деревянных катерах рыбачить и передвигаться вдоль побережья по Беренгову морю. А по суше передвижение на нартах с собачьими упряжками...Зат о когда мы переезжали из Пахачей в Елизово вся 8-9ти километровая коса от устья реки Пахача до поселка была занята цехами по засолке и переработке рыбы. А еще рыбоконсервный завод!Да, я помню, что в первый класс пошла в начальной школе где в четырех классах было всего 9 человек учеников и один учитель, но государство шло на это и постепенно улучшало условия работы, проживания, обучения и лечения. Это была политика государства направленная на закрепление на окраинах Земли Русской, не позволяющая "соседям" и подумать о возможности покуситься любым способом на лакомый кусок.Поэтому я не согласна с Андреем Федоровым. То что он предлагает мы уже испытали на материковой части страны и получили разрушение местного и образования и медицины, а это окраина страны, вернее "ее начало".Кстати, Вы касаетесь этой проблемы. Еще раз от души спасибо! Горько,конечно, от действительност и,от того, что совершенное нашими родителями не уберегли.Но есть надежда, что опомнимся и вновь пройдем этот путь укрепления на рубеже и создания человеческих условий для камчатцев...
Сообщить модератору
+21 # Чудненко Светлана 30.11.2015 21:03
Как здорово, что есть люди которые так описывают все то чем мы когда-то жили. Так хочется вернуться и пообщаться с одноклассниками , полежать на мягкой траве, поесть шикши. Боже как давно это было,,,, а ощущение когбудто вчера. Многих уже нет с нами. Если бы была возможность вот так договориться и собраться с одноклассниками , съездить в тундру, посидеть у костра.. Лагерь вообще наверное уже и не существует.
Сообщить модератору
+26 # Владимир Алексеевич 30.11.2015 21:13
За последние 25 лет в нашей стране,благодар я вдохновителям и организаторам всех наших исторических побед и поражений,помен ялась общественно-эко номическая формация.Если раньше государство служило своему народу,то теперь оно служит мизерной олергахической прослойке.Но эти наши доморощенные олигархи большие друзья западных олигархов.И что бы быть быть более преданным западным друзьям наши набирают в свои помощники "неподкупных"чи новников,руками которых те ведут борьбу на уничтожение своего народа.Иначе то о чём написала С.Догаева не назовёшь.Север край большой и насколько он богат природными ископаемыми,био ресурсами настолько он слаб перед перед той общественно-эко номической формацией,котор ая существует в нашей стране.Если выход из такой ситуации?Конечн о есть!Но сначала я хотел бы знать от руководителей нашей страны о высшей цели экономической политико государства.
Сообщить модератору
-30 # южанин -4 02.12.2015 04:19
Слезы и умиление все сразу вместе. Заснуть можно.Профсоюзн ому журналюге надо звать в светлое будущее, хвалить достижения, а не тоску наводить.
Родителей конечно жаль, ехали за длинным рублем, жизнь лучшую откладывали, а остались на песке и сквозняке.
А дочке надо бы хоть к городу увести их, поближе к помидорам и аэропорту.
Если там в Похаче так ужасно, как написано,то какая славянская невеста там останется. Тут женишься и на старухе.
Сообщить модератору
-26 # историк 02.12.2015 09:51
пишете-то вы красиво, но вот вопрос - если так любите свою малую родину, то почему же вы её покинули? вот я не понимаю этого никак. вы там выросли, на пследние гроши вырвались из этого гулага, и теперь издалека типа любите свои пахачи и прочее. возвратились бы, обосновались бы в этих пахачах, в апуках - и делали бы там порядок. но нет! сначала уедут, а потом ностальгируют. более того, гнобите тех, кто туда по зову сердца переезжает. тьфу, лицемеры вы все. и никакого особого "северного духа" в тамошних аборигенах нет. один алкоголизм и интеллектуальна я деградация.
Сообщить модератору
+23 # Слезинка 02.12.2015 14:24
Ох Историк!!! Я сморю сильно зацепила вас это статья, и от чего же ? Не от того ли,что имеете к происходящему прямое отношение? Грязные ваши комментарии, научитесь видеть хорошее для начала , как это умеет автор статьи, а что касается деградации так вы тому наглядный пример! От таких пессимистов и циников не то, что севера России б уже давно не было!
Сообщить модератору
+26 # Александр Безуглов 02.12.2015 23:33
Цитата:
пишете-то вы красиво, но вот вопрос - если так любите свою малую родину, то почему же вы её покинули?
Вы умышленно меняете местами понятия "причина" и "следствие". Зачем? Хотите обелить нынешнее правительство Края, проводящее политику на выдавливание населения с Камчатки, либо его физическое уничтожение, путём создания нечеловеческих условий. Если в вашей квартире, криминальные элементы, поломают мебель и сделают ваше жильё отхожим местом - вы станете там жить? При всём вашем величайшем желании?
Если ловить рыбу нельзя, заниматься оленеводством нельзя, если нЕкогда цветущие посёлки либо закрываются, либо превращаются (правительственными усилиями) в руины, если все ресурсы Севера перераспределяются в пользу кучки воров-олигархов, если планомерно уничтожаются образование и медицина - возможно ли проживание в таком регионе?
Цитата:
лицемеры вы все. и никакого особого "северного духа" в тамошних аборигенах нет. один алкоголизм и интеллектуальна я деградация.
Это правительственн ая "отмазка" происходящего, которую вы усердно поддерживаете. Многие годы дух был, и вдруг его не стало? Так же как нЕкогда цветущих, а ныне закрытых или полуразрушенных посёлков. Вы снова подменяете понятия "причина" и "следствие".


Это не фотошоп. Это конкретные люди, выступающие за своё право достойно жить, на своей земле.
Сообщить модератору
+25 # Ух ты! 03.12.2015 00:06
Историку! Считаю, что к людям нужно относиться уважительно - на Вы. Поэтому воздержусь от резкой оценки и просто скажу Вам : "Нет не историк Вы, а нравственный инвалид, хотя и честный, ибо сами признаете, что "не понимаете" простые человеческие чувства. Ну не наделил господь пониманием Вашу душу. Здесь уж как не взывай к ней- ничего не исправишь.
Сообщить модератору
+28 # Догаева 03.12.2015 00:27
Южанинину4 и историк. Благодарю за демонстрацию малодушия. Воры значит, методично растаскивали Север, а дочь спасай родителей. Пять баллов. У вас типичный чиновничий менталитет. Видимо, у кормушки сидите и богато едите, а комментарий дешевый.
Сообщить модератору
-27 # Раиса 03.12.2015 02:46
Хорошая статья про природу в Пахачах, про мишек и тундру :-)
а все, остальное голословные наезды на тех, кто чего-то добился, неподкрепленные никакими фактами, типичное тявкание обозленного быдла, которое не хочет ничего решать, а хочет только ныть, иными словами, незачет автору :o
Сообщить модератору
+24 # гтд 03.12.2015 04:28
Цитирую Раиса:
типичное тявкание обозленного быдла, которое не хочет ничего решать, а хочет только ныть,:o

Отзывы о статье читали?
И тут появляетесь вы, вся в белом. Все дураки, и я буду вас исправлять.
Нет,ты не быдло. Ты су@а и илюхинская жополизка.
Сообщить модератору
+24 # беккеров123456 03.12.2015 07:58
Цитирую Раиса:
Хорошая статья про природу в Пахачах, про мишек и тундру :-)
а все, остальное голословные наезды на тех, кто чего-то добился, неподкрепленные никакими фактами, типичное тявкание обозленного быдла, которое не хочет ничего решать, а хочет только ныть, иными словами, незачет автору :o

А какие факты нужны, как СОРВОРратники во главе с нарциссиком гребут под себя все что можно и не можно. Вчера об этом хорошо сказал Иванов "терапия уже не поможет, необходимо вмешательство хирурга", после чего илюхин перессал то наверно крепенько. Злится то начинаете вы зассанные сорратнички.
Сообщить модератору
+23 # Александр Безуглов 03.12.2015 05:11
Цитирую Раиса:
иными словами, незачет автору :o

А тебе зачёт. Большой зачёт от работодателя.
Бзднул из под женского ника? А вонь всё та же. Ты же один здесь придурок с десятком ников и вонючка супервонючая.
У вас с илюхиным ролевые игры? "Владимир Иванович, дайте я вам под мужским ником лизну... А теперь раздвиньте ягодицы пошире, я хочу лизнуть глубже,и под ником женским". Профессионал!!!


Даже "лелишна", мелкий паланский клерк от министерства культуры, испытывая страх за свой стульчик и потерю зарплаты, по этой причине боясь любых перемен в Корякии (как бы чего не вышло) попыталась изобразить скорбь. Учитесь салаги!
южанин -4, историк, Раиса - вы пришли нагадить в теме, где без вас было чисто. Похоже что гадить - это всё что вы умеете. И илюхин вас выбрал для этого служения, по образу и подобию своему.
Сообщить модератору
-25 # историк 03.12.2015 08:47
Цитирую Александр Безуглов:
южанин -4, историк, Раиса - вы пришли нагадить в теме, где без вас было чисто. Похоже что гадить - это всё что вы умеете. И илюхин вас выбрал для этого служения, по образу и подобию своему.

во-первых, знать не знаю ваших илюхиных и прочих чиновников. но я знаю, что они вас имеют, а вы и рады. и всё, начто вас хватает - это либо молчать и терпеть, либо позировать на камеру с транспарантами и продолжать терпеть, потому что на все эти митинги государству наплевать. и то, что моему посту наставили минусов - подтверждение моей правоты. вам стало обидно выслушивать правду о самих себе. конечно, выхорошие же! это вот губернатор и чиновники плохие. и эти плохие чиновники из паланы и прочих посёлков - они к вам с марса прилетели. они не есть вы сами.
ну что же, посыплю голову пеплом. сидите и ждите, когда камчатка окончательно загнётся.
отдельно отвечу Догаевой: воры выросли там же, где и вы.
чиновники - они такие, каков народ, их порождающий.

p.s. я не чиновник.
p.p.s. главное, мне так никто и не ответил - отчего ж вы уезжаете оттуда, а не остаётесь там? там же красиво и т.д. и т.п. всё понятно с вами, господа и дамочки.
Сообщить модератору
-27 # Доброжелатель 03.12.2015 07:31
Мы САМИ хотели этого. Мы САМИ желали светлого капиталистическ ого будущего. Да, были непуганными идиотами. Да, теперь-то поняли многое.
Сделанного не вернёшь. Дважды не войдёшь.
Такие дела.
Покаялся (на всякий случай).
Сообщить модератору
+25 # Догаева 03.12.2015 07:51
Раиса, благодарю за "типичное тявкание обозленного быдла", которое вы всем нам продемонстриров али в своем лице)))
Сообщить модератору
-27 # Зубр 03.12.2015 09:17
Читайте господа "Капитал" К. Маркса, работы В.И. Ленина и И.В Сталина, там всё написано, что, как, когда, кто виноват и что делать? Для разнообразия между этими работами, почитайте книгу про "Борьбу" главного борца за свой народ А. Шикльрубера, и сразу поймёте, все процессы происходящие в нашей стране. А так, сраться да ссаться на страницах Сайта, показывает только ваше недопонимание того, что с вами и нами сегодня происходит!? Учите классику господа! Её правда найти трудно, но, кто захочет познать науку политики и государственног о устройства, познать мир "Капитализма", что это такое, и с чем его "едят", тот разыщит!
Сообщить модератору
+24 # Александр Безуглов 03.12.2015 10:11
Цитата:
во-первых, знать не знаю ваших илюхиных и прочих чиновников.
Этот штамп ты уже использовал. "Я с ним не знаком, один раз в жизни видел". Прокалываешься лизун.
Цитирую историк:

p.p.s. главное, мне так никто и не ответил - отчего ж вы уезжаете оттуда, а не остаётесь там? там же красиво и т.д. и т.п. всё понятно с вами, господа и дамочки.

А ты, дурилка пустозвонная, читать, то что коментируешь не пробовал? Чуть выше написано:
"Если ловить рыбу нельзя, заниматься оленеводством нельзя, если нЕкогда цветущие посёлки либо закрываются, либо превращаются (правительственными усилиями) в руины, если все ресурсы Севера перераспределяются в пользу кучки воров-олигархов, если планомерно уничтожаются образование и медицина - возможно ли проживание в таком регионе"?
Тебе мало? Или из-за губернаторской задницы плохо читается?
Цитата:
почитайте книгу про "Борьбу" главного борца за свой народ А. Шикльрубера, и сразу поймёте, все процессы происходящие в нашей стране.
Ник сменил, но вонь всё та же. А гитлером ты всегда восхищался - фашистик камчатский. Ты не против меня, против Сторчеуса воюешь, и ему очередное падлО делаешь.
Сообщить модератору
-28 # историк 03.12.2015 10:38
Безуглову:
1. лично мои комментарии тут подписаны "историком".
2. у вас на оральном сексе какой-то пунктик, судя по всему. все у вас кому-то что-то вылизывают.
3. образование, медицина и прочее уничтожается с молчаливого попустительства самих жителей, которым ничего, кроме водки, не нужно.
4. вы больной человек. впрочем, как и большинство у вас там. наверное, это из-за того, что просроченными продуктами питаетесь.
Сообщить модератору
-27 # моисей 03.12.2015 12:07
Только в России русофобы не скрывают свои лица, так как знают, власть их в обиду не даст. Они, как правило скрываются,под так сказать борцами за народ, кличут себя правозащитникам и,а на самом деле состоят на содержании террористически х организаций. Будьте внимателны!
Сообщить модератору
+23 # Александр Безуглов 03.12.2015 12:51
Цитата:
Они, как правило скрываются,под так сказать борцами за народ, кличут себя правозащитникам и,а на самом деле состоят на содержании террористически х организаций. Будьте внимателны!
А конкретные ФИО можно? Или все они, как моисей, прячутся и шифруются?
Понятно, что моисей, историк, Зубр, Раиса и им подобные имеют задачу тему заболтать и увести в сторону.
А мы, люди нормальные, давайте в тему вернёмся.
Давайте улыбаться - потому как таких безмозглых дешёвок, каких мы здесь наблюдаем, это всегда раздражает.
Сообщить модератору
+19 # Сергеев Анатолий 03.12.2015 13:13
Читаешь такие материалы, смотришь фотографии, и поражаешься безразличию власти, к живущим на севере Камчатки наших сограждан. Или действительно просто выживают с родных мест,чтобы не мешали проделывать темные делишки?
Сообщить модератору
+14 # Ух ты! 03.12.2015 13:40
Анатолий! Смотрите шире. Здесь свеженькое: https://chaika.navalny.com/artem/
Сообщить модератору
-27 # РаNса 04.12.2015 08:23
ЖТД, зачем мне отзывы, я не на их основе формирую свое мнение о статье, и они никак не влияют на мой комментарий. а про "всю в белом" это автор ломает из себя Жанну д'Арк, хотя является, по сути, фурункулом.
Из вашего больного предположения о моей приближенности к власти скажу одно, больных людей, у которых могло сложиться такое впечатление, можно только пожалеть..нелег ко им наверное с такой манечкой живется..
опять же возвращаясь в теме тявканья, скажу, что пока вы не встряхнетесь и не перестанете видеть одно г вокруг, вашим уделом и будут необоснованные обвинения в адрес людей большего масштаба, да низкопробные картинки. сами вы ничего не создадите и не добьетесь, потому что менталитет у вас такой провинциальный. печально, но факт.
можете не утруждаться желчными потугами ответить
еще повеселили счетчики лайков в отзывам, работают только на плюс, и возможность комментировать) )) да вы, поди, продажный журналист))
Сообщить модератору
+22 # Чум 05.12.2015 00:43
Цитирую РаNса:
да вы, поди, продажный журналист))

Кто есть кто – здесь http://studiodar.jimdo.com/.
Не пытайтесь выдать желаемое за действительное.
Сообщить модератору
+21 # Александр Безуглов 04.12.2015 09:54
Дорогие мои единомышленники , и мало почитаемые тролли. Обращаюсь к вам с прощальным постом.
Я покидаю страницы газеты. Ни кем незапуганный, ни кем некупленный – ухожу по личным причинам. Их несколько. Главная – в моей жизни открылись новые горизонты, требующие от меня определённого духовного состояния. К нему и буду стремиться. Появилась возможность быть более полезным своему Краю и его жителям.
Уходя знаю, что здесь остаётся много тех, кто видит и чувствует так же как я. Тех, кто лучше меня умеет высказать своё отношение к происходящему и поставить на место подонков. Спасибо Вам за то, что Вы у Камчатки есть.
У троллей и лизунов появляется возможность поплевать мне, уходящему, в спину, зная, что это безответно. Я рад тому, что и на их улице, будет немного веселее.
Спасибо всем!
Сообщить модератору
-20 # историк 04.12.2015 12:54
господин безуглов слился, как и все прочие. ну, бывает. мозгами-то работать труднее, чем про черемшу кукарекать.
Сообщить модератору
-16 # BetaKam 04.12.2015 13:46
В дурке интернета нет.
Катитесь Безуглов.Без вас веселей! (с)
P.S. Ты бы братец подстригся,а?
Сообщить модератору
-1 # Шлёма Хаимович 04.12.2015 14:53
Цитирую BetaKam:
В дурке интернета нет.
Катитесь Безуглов.Без вас веселей! (с)
P.S. Ты бы братец подстригся,а?

Он же написал , что уходит, что бы быть полезным,
большей польы не может быть по определению!
И это ты правильно заметил, да и почтальон Печкин тоже предлагал в мультие:
"ЕГО нужно в поликлинику
сдать - на опыты"
НУ, что проскандируем как в "ЕРОЛАШе"

ПРОЩАЙ,САША!!!
ПРОЩАЙ,САША!!!


нам хватает ЕРОЛАША!!!!
Сообщить модератору
+2 # Владимир Назаров 04.12.2015 14:05
Ребята, сайт заблокировали местные провайдеры! Вход только через мобильный интернет!
Сообщить модератору
-22 # Шлёма Хаимович 04.12.2015 14:48
Цитирую Александр Безуглов:
Дорогие мои .......


Твою же мать...
уже свои фото выставляет- точно диагностировали БОЛЬНОЙ,
ты у себя дома поди вообще портрет во весь рост в золоченой раме выставил ..
Будь счастлив саша, а ещё будь УМНЫМ!!!
Хотя уже поздно скоро нам по реке Стиск путешествие предстоит... прикинь, опять будем сидеть с тобою на одном плоту .. плыть ... а ты всё так же в воду плювать будешь... противный - САМОВЛЮБЛЁННЫЙ
( как и в юнности) старикашка.....
Сообщить модератору
+19 # Чум 04.12.2015 23:19
Цитирую Шлёма Хаимович:
Твою же мать...

Ну вот, все вонючки себя обозначили... Точнее одна многожопая вонючка.
Сообщить модератору
+18 # Чум 05.12.2015 03:15
Шлёма, у тебя во время побоев из кармана выпало. Как человек честный - возвращаю.
Сообщить модератору
-17 # Шлёма Хаимович 05.12.2015 12:04
Цитирую Чум:
Шлёма, у тебя во время побоев из кармана выпало. Как человек честный - возвращаю.

Чум (безуглов) - если бы мы стобой дрались, ты бы насрал больше , чем сам весишь!!и убежал бросив свою гитару...
сие бывало - правда без кучи экскриментов
*************** *************** ********
а почему ник ЧУМ
вполне объяснимо
Круглое желище в котором нет углов?
ЧУМ-безУглов
то есть БЕЗУГЛО В
Всё- мне не интересен твой примитивизм
вали куда ты там собрался и заберай свои корявые картинки у меня альбом из-за них не закрывается!
Сообщить модератору
+16 # Чум 05.12.2015 13:34
Ты уже в коментах к разным статьям, насрал больше.
Цитирую Шлёма Хаимович:
если бы мы стобой дрались, ты бы насрал больше , чем сам весишь!!и убежал бросив свою гитару...

Ты редкий мудак и вонючка. Ты ссыкун. Давай встретимся. 14 декабря на театральной площади. В 12 часов. Приходи умник . Но ведь зассыш.
Я напишу о нашей встрече.
Сообщить модератору
-21 # Шлёма Хаимович 05.12.2015 15:39
Цитирую Чум:
Ты уже в коментах к разным статьям, насрал больше.
Цитирую Шлёма Хаимович:
если бы мы стобой дрались, ты бы насрал больше , чем сам весишь!!и убежал бросив свою гитару...

Ты редкий мудак и вонючка. Ты ссыкун. Давай встретимся. 14 декабря на театральной площади. В 12 часов. Приходи умник . Но ведь зассыш.
Я напишу о нашей встрече.

А давай- ка лучше к нам прилетай, Тут же тебе губернатор не запретит, а то как -то накладненько, или желаешь проспонсировать мою поездку туда обратно?
номер карты скинуть?
или ты в Сингапур-Каулам пур -лучше двинешь?
Так, не надо сказать , Сашенька!
А умничайте перед детишками и в своих каляках- маляках.
Ты ж и предложение такое выдвиднул, потаму , просёк Айпишник, и просек что это не в пределах Питера,

прикинь, да- ты ж даже не догадываешся кто тебя так хорошо знает...
а ведь знаешь...
ну, вспоминай!
память коротка , что ли?
Нда...
"Так давайте Выпьем за то, чтоб каждый из нас как бы он высоко не летал, ни когда не отрывался от коллектива"

А что за сокральное число 14 декабря???
Вроде не день зимнего солнце стояния
Сообщить модератору
+27 # Igor.Sh 04.12.2015 14:23
Хорошая статья - спасибо!
Довольно часто бывал на севере Камчатки - впечатления сильные... и разные...
Красивая, богатая земля, хорошие, отзывчивые люди и... бардак, разруха, нищета... руины СССР.
Уму непостижимо - как так случилось...?
Почему при таких огромных богатствах (платина, золото, рыба), которые успешно осваиваются, даже для столь мизерного населения края не созданы человеческие условия жизни...? Куда "оно все" уходит...?
Сообщить модератору
-24 # Сергеев Анатолий 04.12.2015 14:29
Если не секрет, в какую сторону идете?
Сообщить модератору
-26 # Сергеев Анатолий 04.12.2015 16:38
Неужели сайт прихлопнут? А я думаю, что наш главный патриот сквозонул!? Оказываются сайт признали экстремистским! И он решил не испытавать судьбу. Да подставили, суки и Герца и Сайт. А жаль!
Сообщить модератору
-21 # Шлёма Хаимович 05.12.2015 05:25
Цитирую Чум:
Цитирую Шлёма Хаимович:
Твою же мать...

Ну вот,...


Всё очень просто:
Деду Саньке дали ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ соответствующие органы,ни куда он не уходит-будет тут под разнвми никами стряпать свои анально- карикатурные "шедевры"
Вот уже глянь ка чум начат графику толкать а давайте посмотрим с какого адреса?
Вот он :
http://s018.radikal.ru/i516/1512/77/0539326e0747.jpg

а с какого сайта картинка санька патлатого с его пожеланиями нам??
http://s020.radikal.ru/i709/1512/42/e78f40f0814c.jpg
Ты погляди-как какое савподение!!!
так , что дедсаня ни куда и ни в какие палестины не сваливает, а будет радиКАЛить на этом ресурсе.
Всё просто и понятно!
Сообщить модератору
+15 # Чум 05.12.2015 13:48
Цитирую Шлёма Хаимович:
Вот уже глянь ка чум начат графику толкать а давайте посмотрим с какого адреса?
Вот он :
http://s018.radikal.ru/i516/1512/77/0539326e0747.jpg

Не актуален ты, сучёнок-придуро к. Картинки я беру с разных ресурсов. Проверь с какого эта.

Тебе не нравится, что тебя, машку дырявую знают по всей России? Так будь разборчивее в подставлении своей кормилицы.
Сообщить модератору
-17 # Шлёма Хаимович 05.12.2015 15:50
[quote name="Чум
Тебе не нравится, что тебя, машку дырявую знают по всей России? Так будь разборчивее в подставлении своей кормилицы.

Фууууу
какой моветон.........
Право слово, ну не пристало работнику культуры, который позиционирует себя как светоч и честь камчатки
скатиться до лескиси БОСОТЫ!
Полноте,успокойтесь уж,акститесь, сударь.
Пойдите в церкву, покайтесь и уж освободите данный ресурс от своего присутствия!
АМИНЬ!
Сообщить модератору
-18 # Шлёма Хаимович 05.12.2015 15:58
Все твои картинки с подписями САМ знаешь откуда
радиКАЛьный ты НАШ!!!
Сообщить модератору
-1 # Шлёма Хаимович 06.12.2015 03:16
А что это комент не уходит?
Сообщить модератору
-21 # историк 05.12.2015 17:47
вас противно читать. лицемеры и ничтожества. и пассивная масса тех, кто молча плюсики-минусы ставит (типа, поддержали, выразили свою никчёмную позицию). поэтому и камчатка загибается, что населяют её подобные вам ничтожности.
dixi.
Сообщить модератору
-7 # Шлёма Хаимович 06.12.2015 18:59
Цитирую Чум:
Цитирую Шлёма Хаимович:
Вот уже глянь ка чум начат графику толкать а давайте посмотрим с какого адреса?
Вот он :
http://s018.radikal.ru/i516/1512/77/0539326e0747.jpg

. Картинки я беру с разных ресурсов. ....


НАШ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ

Ну давайте проверим с какого сайта графика представленная в этой статье ?
Вот ссылки на графику автора:
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/150.jpg
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/28.
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/36.JPG
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/35.JPG
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/30.JPG
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/33.JPG
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/31.JPG
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/34.JPG
http://express-kamchatka.com/images/2015/November/Dogaeva/28.JPG
Ну и достаточно , то есть мы видим , что все фото автора выложены на ресурс Экспресс камчатки.

А теперь картинки Безуглова:
http://s019.radikal.ru/i632/1511/c7/b4bfd26bdcc5.jpg
http://s42.radikal.ru/i097/1511/93/5dbb16ca1643.jpg
http://s42.radikal.ru/i097/1511/93/5dbb16ca1643.jpg
http://i058.radikal.ru/1510/ec/0069e229c14d.jpg
http://s017.radikal.ru/i421/1512/f3/88c3dbb313b7.jpg
http://s019.radikal.ru/i626/1512/01/ee829d17f939.jpg
http://s018.radikal.ru/i526/1511/71/68f5db52ad34.jpg
http://s017.radikal.ru/i405/1511/7c/bcba107fded8.jpg
http://s016.radikal.ru/i335/1510/b5/10709b99181f.jpg
http://s018.radikal.ru/i504/1511/04/97bf00a3ed03.jpg

ну и последнее фото нашего менестреля с прощанием где он "ВСЕГДА С ВАМИ"
http://s020.radikal.ru/i709/1512/42/e 78f40f0814c.jpg
а это уже ЧУМ
http://s018.radikal.ru/i516/ 1512/77/0539326 e0747.jpg
получается фото ЧУМа уложены в папочки БЕЗУГОВА
то есть установлено что это один и тот же человек.

Разве теперь непонятно отчего наш лучезарный АКЫН такой принципиальный и с чьего языка и соответственно кармана он нам льёт свою "ПРАВДУ"
P.S.
Санчо, если тебе этого мало могу чуть позднее более подробно ....
так, что по прощался и уходи, а то ты как истиный еврей прощаешся и не уходишь!
Сообщить модератору
+4 # рыбстан 08.12.2015 10:58
Ну и кому, то что ты навонял навоял, кроме тебя самого нужно?
Пришёл? Бзднул? Свободен - морда жидовская!
Сообщить модератору
-1 # Шлёма Хаимович 08.12.2015 13:41
Цитирую рыбстан:
Ну и кому, то что ты навонял навоял, кроме тебя самого нужно?
Пришёл? Бзднул? Свободен - морда жидовская!

А почему ВЫ всегда пГисутствуете там где кто либо бзднёт?
а после говоГите "свободен" Вам нГавиццо быть свидетем действия, или вы обожаете эти запахи?
А если Вы пГисутсвуете где - либо
и там ни кто не бзднули Вы в отчаянии??

Скажите а у Вас КАКАя моГда? как к ВАм обГащацца?
Складывается впечатлени, что вы ходите по разным местам и там где бзят вы туда возвращаетесь неоднократно... ........
Сообщить модератору
-5 # Проктолог 08.12.2015 11:11
На рыбстане все бзят! Прошу ко мне на приём проверим что там и как... :lol:
Сообщить модератору
+2 # рыбстан 08.12.2015 12:12
Ну вот, поднатужился и ещё раз бзднул. Больше ни на что не способен? У Романюка учись. Он больше тебя умеет. Да и фамилии своей не скрывает.
Сообщить модератору
-4 # Проктолог 08.12.2015 13:01
НаЦитирую рыбстан:
Ну вот, поднатужился и ещё раз бзднул. Больше ни на что не способен? У Романюка учись. Он больше тебя умеет. Да и фамилии своей не скрывает.
Начни с себя дружок
Сообщить модератору
-1 # Проктолог 08.12.2015 13:08
У Романюка чему учится шизофрении?!Спа сибо за совет но сельским дурачком нет желания быть
Сообщить модератору
-2 # Вася оссорский 08.12.2015 13:18
Цитирую рыбстан:
Ну вот, поднатужился и ещё раз бзднул. Больше ни на что не способен? У Романюка учись. Он больше тебя умеет. Да и фамилии своей не скрывает.

О!, видимо в рыбстане
( что за страна такая?)
не хило разбираются в вони!
А что у Романюка самая забористая что ли?Да, к стати, ты тоже свою фамилию скрываешь и даже имя.
Сообщить модератору
+2 # Kazakeviciene Galina 22.12.2015 23:31
Спасибо Светлана ! я теперь увидела где живет мой брат с семьей.Это страшно.
Сообщить модератору
-1 # Николай Тертычный 07.02.2016 08:30
Здравствуйте, дорогие земляки! Жил в Пахачах с 1985 по 2000, детсад и школа. Много воспоминаний, много людей с которыми они связаны, некоторые переехали в Петропавловск, поддерживаем связь по мере возможностей. Хорошая статья, фотографии, конечно, с уклоном в текущую реальность. Но в постсоветское время в поселке всегда было непросто, тот же конец 90ых, когда не было ни света, ни воды, ни отопления, ни продуктов. Поэтому, те кто там жил или живет сейчас, работает можно с уважением пожать руку. Светлана, спасибо за "весточку из прошлого"!
Сообщить модератору
0 # e.tukan 28.02.2017 13:47
[fv]Здорово.... ........хоть имею представление теперь.[/fv]
Сообщить модератору
0 # мирон 28.02.2017 16:38
статью можно с уверенностью отнести к любому поселку Корякии (ныне многие уже села) кроме разве Паланы и центра Паланского района Тигиля
Сообщить модератору

Вы не можете комментировать